Опубликованные материалы

Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды

01-03-2024

Елена Георгиевна Гудина

 учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г. Белгорода


Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды



Очевидно, что XXI век — это время стремительного развития интернета и компьютерных технологий. В современном мире использование информационно-коммуникативных технологий в различных сферах деятельности выступает частью культуры. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем инновационным способом передачи информации, который целиком и полностью соответствует требованиям информационного сообщества. Информационно-коммуникативные технологии позволяют не только получать знания, но и, что особенно важно, учат извлекать необходимую для себя информацию. Несомненно, что владеть компьютерными технологиями должен каждый современный образованный человек. В последние годы наличие высокоскоростного доступа в интернет и персональный компьютер стали буквально предметом первой необходимости.
Современные родители очень заняты и ограничены во времени для получения значительного объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия педагогов образовательного учреждения и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка. Использование сетевого пространства позволит не потерять связь учителя с родителями. Поэтому особую актуальность приобретает поиск особых форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Несомненно, что старые формы работы с родителями в образовательных организациях постепенно изживают себя. Особую значимость приобретает поиск таких форм взаимодействия педагогов и родителей, которые позволят педагогам значительно усовершенствовать отношения с семьями, позволят привлечь родителей в образовательный процесс, обеспечат открытость образовательного учреждения для родителей, повысят педагогическую культуру родителей и будут способствовать популяризации деятельности педагога и образовательного учреждения в целом.

В условиях пандемии COVID-19 жить и работать всем пришлось по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, учителей и специалистов МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией учителям приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с обучающимися и их семьями.
Дистанционной формы образовательной работы с детьми младшего школьного возраста на законодательном уровне не предусмотрено. Но в целях развития и обучения школьников и реализации задач ООП (основной образовательной программы) мы ведем дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашемрегионе ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.
Итак на помощь пришло дистанционные формы работы с родителями.
Дистанционное формыработы –эторабота на расстоянии, без непосредственного контакта с учителем и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей.
Для дистанционного взаимодействия с семьями обучающихся и электронного обучения учителям необходимо иметь технические средства: ноутбук, видеокамера, фотоаппарат, магнитофон, наличие интернета.Очень удобен в применении для видеозаписей занятий с детьми, праздников и т.д. штатив для телефона с кольцевой лампой. Важно также, чтобы у родителей в домашних условиях был компьютер (ноутбук) и выход в интернет. Представлю некоторые из дистанционных форм работы с родителями.
1. Социальные Сети. Основным помощником в такой работе конечно же стали социальные сети.В решении этой проблемы современному учителю могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Учитель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информироватьо предстоящих мероприятиях: уроках, праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д.Социальные сети, которые я использую это «Одноклассники», «В контакте», использовать сети начала еще задолго до того, как мы перешли в режим самоизоляции, до того, как началась пандемия, связанная с распространением короновирусной инфекции. Мною были созданы альбомы с фотографиями детей, вестей с уроков, мероприятий,
экскурсий. В этих альбомах отражается школьная жизнь класса, чтобы родители могли наблюдать и радоваться успехами своих детей.
2. Школьный сайт.Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и учителя является сайт нашего Лицея. На нем отражена вся административная и правовая информация Лицея (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни Лицея и т. д.).Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к Лицею повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия учителя и родителей. Я полагаю, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «учитель-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
3. Видеоконференции (сферум)
Я применяю новые и безопасные формы и методы работы с родителями:
• групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации учителя в соответствии с планом или по запросу;
• онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты);
• онлайн- и офлайн-мастер-классы,
• видеомарафоны,
• онлайн-акции,
• онлайн-выставки, конкурсы
• онлайн-диагностика
• онлайн-анкетирование
• вовлечение родителей в деятельность с детьми в онлайн-режиме («Виртуальный гость класса», «Онлайн-поздравления детей» и др.) Таким же образом былипроведены акции:«Окна Победы»,«Огни Победы»,«Родной герой», «Свеча памяти», «Слово Победы», «Летние каникулы», «Супер урожай»…
В заключение хочется сказать, что новая реальность стала сложной для системы начального образования. Однако все учителя в своем большинстве овладели цифровыми технологиями, иногда я испытываю технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе. Тем не менее, практически с первых дней действия мер по профилактике распространения пандемии короновируса, начала я проводить занятия в дистанционном режиме.
Итак , происходящее сейчас-это стрессовый, необычный опыт, никто из нас такого не ожидал: ни родители, ни учителя.
Лицей и семья - это команда, которая работает как единый слаженный механизм, переживает бури и которая должна через эту стрессовую ситуацию пройти.
Применение учителем в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует от всех участников образовательного процесса дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. Все же взаимодействие учителя с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому учителю: учитель, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих учеников, но и поможет им стать полноценными членами общества.Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет приводит к обновлению форм и методов взаимодействия педагога и родителей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-компьютерных технологий, публичности и открытости педагога и образовательного учреждения. Систематическое, осознанное, продуктивное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерных технологий позволяет существенно улучшить взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
Дистанционные формы взаимодействия с родителями – это огромный опыт работы учителя, который может быть полезным для овладения и применения цифровых технологий.


Литература
1. Карпенко, Н. Н. Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет / Н. Н. Карпенко, Т. Н. Полищук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 5-7.
2. Патаракин, Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. — 176 с.



Поиск