Опубликованные материалы

Формирование готовности к инновационной деятельности педагогов дополнительного образования

03-03-2024

Виноградова Марина Николаевна

 Учитель - дефектолог

Одна из актуальных тем современной педагогики разрабатывается в связи с особенностями формирования готовности учителей к инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Мнение ученых, утверждающих, что учитель современной системы образования - это собеседник, эксперт, воспитатель, исследователь, приводится соответствующим образом. Авторы также перечислили продуктивные условия для разработки механизмов реализации подготовки учителей к инновациям. Они указывают на то, что управление дополнительным образованием должно основываться на принципах, в соответствии с которыми все участники сферы дополнительного образования участвуют в социально-экономических процессах. Также было отмечено, что в течение 2022 года в системе дополнительного образования предусмотрено закрепление неформальных процедур повышения квалификации преподавателей, в частности, разработка учебных, методических и учебно-дидактических материалов; представление научных и прикладных материалов на конкурсы профессионального мастерства; создание цифровых компьютерных баз данных для дополнительного учебные заведения и т.д.


Продуктивными условиями для разработки механизмов внедрения инновационной подготовки учителей являются следующие:
1)решение принимается организацией-разработчиком, сопровождающему лицу необходимо только проконсультироваться;
2) у сопровождающего есть приоритеты;
3) техническое обслуживание является непрерывным;
4) поддержка является всеобъемлющим, междисциплинарным [1].
Дополнительное образование детей направлено на укрепление общего образования, повышение его вариативности, стимулирование мотивации учащихся к познавательной деятельности, повышение интереса учащихся к получению новых знаний. Дополнительное образование является важным свойством общего образования, поскольку именно здесь формируются потенциальные способности учащихся, адаптированные к жизни современного общества, поскольку именно они, учащиеся, учатся полноценно использовать свое свободное время для учебы и отдыха [6]. Доминирующей особенностью современного дополнительного образования является то, что учитель вовлекает в этот процесс инновационные технологии.
Дети в процессе дополнительного образования также имеют права: это право экспериментировать в выборе определенного вида деятельности, а также право выбирать возможности для самореализации; получение, обсуждение и сравнение результатов, полученных при осуществлении определенных видов деятельности, развитие общительности ребенка, независимость, активность и т.д. [3].
Управление дополнительным образованием должно основываться на принципах, в соответствии с которыми все участники сферы дополнительного образования участвуют в социально-педагогических процессах.
Управление учреждениями дополнительного образования является неотъемлемой частью управления системой образования в целом. Целостность системы управления поддерживается такими системообразующими отношениями, как взаимодействие с внешней средой, специфика и целеполагание, организационная деятельность субъектов, информационное обеспечение.
Специфика управления учреждениями дополнительного образования определяется особенностями каждого учреждения, методическим аппаратом, сопровождающим педагогическую деятельность учреждения дополнительного образования, направленную на повышение качества и эффективности образовательного процесса [2].
Следовательно, в учреждениях дополнительного образования необходимо создавать условия, способствующие развитию ценностно-мотивационного отношения к интеллектуальным, нравственным и культурно-педагогическим ценностям между всеми участниками образовательного процесса, развитию профессиональной педагогической сферы, стимулированию и моделированию педагогических отношений между должностными лицами и воспитателями.
Учитель в своей инновационной деятельности получает результаты, которые обобщаются и представляются в следующих формах: педагогический совет, творческие конкурсы и семинары; проблемные круглые столы, педагогические чтения, курсы дополнительного образования; короткие рассказы-обмен имеющимся опытом, конференции, авторские мастер-классы, выступления в методических объединениях. Результаты, полученные при применении инновационных технологий, обобщаются в следующих видах: лекции, рефераты, доклады, фильмы, конспекты уроков, стенды, альбомы, сборники, газетные статьи, творческие отчеты, разработанные программы, методические бюллетени, методические рекомендации, авторские курсы [1]. Параллельно с обобщением педагогического инновационного опыта учитель должен разрабатывать мероприятия и программы обучения, внедрять практический опыт, полученный в практической деятельности других учителей, различных категорий учреждений дополнительного образования. Таким образом, на основе накопленных методических материалов повышается профессиональная подготовка, работа преподавателей становится более качественной и эффективной. Преподаватели с высокой профессиональной квалификацией могут совершенствовать свои профессиональные навыки на основе имеющегося опыта.
Исследовательская и проектная работа учащихся занимает важное место в подготовке учителя к инновационной деятельности, ее применение формирует и развивает у детей самостоятельность, активность, другие личностные качества и способность использовать полученные знания и навыки в дальнейшем обучении. Развитие этих навыков возможно при следующих условиях, которые должны быть созданы в области дополнительного образования и профессиональной подготовки:
- самостоятельное получение недостающих знаний из различных источников;
- способность использовать полученные знания при решении практических и познавательных задач и задач;
- приобретение коллективных (коммуникативных) навыков при работе в группе (ведение дискуссии, обсуждение презентации или доклада, отстаивание своей точки зрения, уважение мнения других);
- развитие исследовательских навыков, выявление проблем, построение гипотез, сбор, обобщение, анализ существующей информации, наблюдение и экспериментальная работа [4].
Отсюда можно сделать вывод, что подготовка учителей к инновационной деятельности должна начинаться с развития инновационных направлений в педагогической деятельности, развития этой деятельности и перехода на более качественный уровень, когда профессиональная деятельность переходит в стадию профессионального мастерства. Для развития и совершенствования этого процесса необходимы определенная инновационная образовательная среда, постоянная разработка инновационных методов обучения, создание модели деятельности учителя, связанной с инновационными технологиями, привлечение учителей к дополнительному обучению проектной и исследовательской работе, формирование культуры и ответственности учителей, их профессиональных навыков.

Поиск