12-03-2025
Цаплина Ольга Витальевна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад№18»
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования яв- ляется развитие творческой личности ребенка-дошкольника. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного об- разования, «развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей является одним из приоритетов современного образования» [4].
Развитие творческих качеств личности связано с развитием воображения, поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным как для психологической науки, так и для педагогической практики.
Существуют разнообразные трактовки понятия «воображение». Так Л.С. Выготский считает, что «воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психологических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью» [1].
Главной и существенной характеристикой воображения является способ- ность человека создавать новые образы. Воображение является достаточно слож- ным явлением и зависит от определенных факторов и средств. Исследователи Дж. Гилфорд, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко, Г.А. Урунтаева отмечают отдельные его стороны, признаки. «Воображение тесно взаимосвязано с познавательными процессами ребенка-дошкольника – восприятием, мышлением, памятью, вплета- ется во все сложные мыслительные операции, является основой для творческой деятельности ребенка. Воображение порождено деятельностью ребенка и разви- вается на ее основе, а также оказывает непосредственное влияние на интеллек- туальное развитие дошкольника» [2]. Развивать воображение ребенка можно раз- личными средствами, одним из которых является изобразительное искусство.
Для развития воображения дошкольников в изобразительной деятельности достаточно эффективным является использование разнообразных нетрадицион- ных техник рисования, которые можно уже применять в младшем дошкольном возрасте. «Успех обучения нетрадиционным техникам будет во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог для развития творческого воображения детей. Отметим, что нетрадиционные способы изображения доста- точно просты по технологии и напоминают игру. Рисование необычными мате- риалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые по- ложительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей малышей» [3].
Для того, чтобы показать эффективность нетрадиционных техник рисова- ния для развития творческого воображения детей младшего дошкольного воз- раста, мы провели опытно-экспериментальную работу.