28-03-2025
Нафтаева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов
Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?
Задача учителя вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше названных умений поможет технология интеллект-карт.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. В наши дни в сфере образования происходят значительные изменения: изменяется содержание рабочих учебных планов и дисциплин, появляются новые компьютерные образовательные программы, внедряются новые инструменты преподавания. Одним из таких инструментов являются интеллект-карты, разработанные американским психологом Тони Бьюзеном.Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.В сети Internet представлено большое количество инструментов, облегчающих создание интеллект-карт и расширяющих возможности по работе с ними на всех этапах учебного процесса
Методические рекомендации для учителя начальной школы
В центре страницы пишется, и обводится главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, для чего используются ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации.
Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.применение интеллект-карт на уроках в начальной школе позволяет эффективно и качественно осуществлять процесс обучения, достигая необходимых педагогических целей с минимальными затратами времени. Кроме того всё новое в процессе обучения увлекает и мотивирует учащихся. Активная работа учащегося на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. А в развитии интереса нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, и средства, с помощью которых школьник вовлекается в процесс познания. Составление интеллект-карт как нельзя лучше подходит для воплощения идей. Использование технологии интеллект-карт при изучении темы «Разнообразие животных» в курсе «Окружающий мир».
Постановка цели урока. Поиск необходимой информации из разных источников.
Анализ, выделение существенной информации из текстов разного вида. Выделение ядра.
Синтез - построение интеллект-карты с использованием знаково-символических средств. Установление объективных связей.
Самооценка интеллект-карты по заданным критериям.
Каждый этап урока ориентирует учащихся на определённую деятельность. Так, например, постановка цели урока - построение интеллект-карты по теме «Разнообразие животных» – ориентирует детей по двум направлениям:
подбор графического образа к изучаемой теме (в соответствии с законами построения интеллект-карт)
поиск информации о животных.
Подбор графического образа к теме – важная задача, поскольку адекватный рисунок или картинка побуждают учащегося к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему пониманию темы. Но не все ученики могут хорошо рисовать, поэтому иногда учитель предлагает им воспользоваться готовыми картинками для своих интеллект-карт. Такой подход, с одной стороны, существенно экономит время на построение карты (картинки просто приклеиваются), с другой стороны - исключается фактор нежелания рисовать из-за неумения.
Поиск информации включает в себя работу обучающихся с учебно-методическим комплектом: учебником, атласом, иллюстрациями, рабочей тетрадью. Для полноты и разнообразия информации учитель использует другие источники, в том числе Интернет.
На следующем этапе в ходе анализа и обсуждения прочитанного, беседы и уточнений учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о том, что всю информацию о животных можно разделить на группы в соответствии с различными признаками:
– по месту обитания животных можно разделить на диких и домашних;
– по среде обитания — на животных, обитающих в воде, на суше, в воздухе;
– по виду питания — на травоядных, всеядных, хищников;
– по внешнему виду — на группы птиц, зверей, насекомых, рыб;
– по размеру — на маленьких и больших.
В этих выводах заключено ключевое содержание (ключевые слова) темы, подлежащее усвоению – ядро темы. Далее учитель показывает, что содержание будет более полным, системным и запоминающимся, если его представить не в виде текста, а в виде интеллект-карты, используя графические средства. Для этого на следующем этапе учащиеся переходят к синтезу - построению интеллект-карт с использованием знаково-символических средств (законов построения) и установлению объективных связей между отдельными элементами карты.
В структуре интеллект-карты ключевые слова - это первичные идеи, расположенные на главных ветвях, отходящих от центрального графического образа. Чтобы показать это, необходимо к центральному образу добавить ветви (стрелки, изогнутые линии, и т.п.), формирующие структуру интеллект-карты. Количество ветвей всегда равно количеству ключевых слов. В нашем случае 5 ключевых слов, поэтому и 5 ключевых ветвей. Рисуя ветви, нужно соблюдать размеры и расстояния между ними. Учитывая, что каждая ветка несёт определённую смысловую нагрузку, их необходимо раскрасить разными цветами.
Построение графической основы интеллект-карты – ответственный этап. Компактность карты и её чёткая структура очень сильно зависят от того, как изначально ориентированы главные ветви, ведь в дальнейшем каждая из ветвей будет заполняться учебной информацией. Дети на первых порах не всегда рационально используют пространство листа бумаги, на котором рисуют интеллект-карту, поэтому им необходимо оказать помощь, составляя карту вместе с ними. Выполнение такой работы требует от учащихся серьёзных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза. С одной стороны, это способствует более глубокой и детальной проработке учебного материала и как следствие - его лучшему усвоению. С другой стороны, визуализируются логика рассуждений и результаты принятия решений. Более того, становятся наблюдаемыми, а значит и управляемыми намерения учащегося, которые при необходимости можно скорректировать. Нельзя не отметить, что своевременная адресная помощь, возможная благодаря визуализации умственных и практических действий ребёнка, является важным достоинством технологии интеллект-карт.
Далее, учитель просит учащихся подобрать рисунки (графические образы), подходящие к словам, размещённым ими на ветвях интеллект-карты, то активизируются новые мыслительные процессы, которые до этого момента не были задействованы. К работе левого полушария мозга, которое отвечает за логику, подключается правое полушарие, отвечающее за образы. Так связывается работа обоих полушарий - от ассоциаций к логике и обратно. В этом ещё одно достоинство технологии интеллект-карт.
Подбор рисунков к словам как мнемонический приём способствует не только лучшему запоминанию содержания карты, но и позволяет учащемуся выразить своё эмоциональное (позитивное или негативное) отношение к изучаемому объекту. Как правило, карты детей яркие, красочные и позитивные.
Выделение структуры интеллект-карты цветными блоками или закрашивание ветвей как главных, так и дополнительных используется в двух случаях. Во-первых, когда карта имеет 5 и более ключевых ветвей и множество ответвлений, из-за которых может выглядеть размытой. Впрочем, такого эффекта может и не быть. Во-вторых, чтобы подчеркнуть общность информации, собранной на конкретной ветви. В любом случае, как бы то ни было, интеллект-карта с выделенными разноцветными ветвями выглядит целостнее и чётче.
Завершающий этап построения интеллект-карт – установление объективных связей между понятиями, составляющими содержательную основу интеллект-карты. Эти связи обучающиеся отображают двусторонними стрелками. Благодаря наличию таких связей, во-первых, разрозненные элементы учебной информации объединяются в единое целое, и интеллект-карта приобретает завершённый вид. Во-вторых, в связях отражается не только особенность восприятия учебной информации каждым учеником, но и объективность отношений между понятиями.
Чем больше связей найдёт и отобразит учащийся в своей интеллект-карте, тем полнее, связаннее и содержательнее он прокомментирует её.
Метод использования интеллект-карт на уроках является эффективным. Он помогает развивать память, мышление, воображение, творческие способности.