Опубликованные материалы

Применение метода интеллект карт на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе

28-03-2025

Нафтаева Светлана Алексеевна

учитель начальных классов

Актуальность данной работы заключается в том, что для формирования умений эффективно добывать, обрабатывать, фиксировать и представлять информацию. Необходимы новые подходы и образовательные технологии.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Возникает противоречие: новые требования, предъявляемые современными стандартами начального образования не могут быть реализованы традиционными технологиями обучения, требуются новые пути и средства. В то же время не все учителя готовы использовать новые технологии обучения. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: каковы возможности технологии «интеллект-карта» в образовательном процессе начальной школы?
Задача учителя вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалоги и самостоятельно получают знания. В формировании выше названных умений поможет технология интеллект-карт.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. В наши дни в сфере образования происходят значительные изменения: изменяется содержание рабочих учебных планов и дисциплин, появляются новые компьютерные образовательные программы, внедряются новые инструменты преподавания. Одним из таких инструментов являются интеллект-карты, разработанные американским психологом Тони Бьюзеном.Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.В сети Internet представлено большое количество инструментов, облегчающих создание интеллект-карт и расширяющих возможности по работе с ними на всех этапах учебного процесса
Методические рекомендации для учителя начальной школы
 В центре страницы пишется, и обводится главная идея (образ).
 Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, для чего используются ручки разного цвета.
 Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
 Добавляются символы и иллюстрации.
 Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
 Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
 Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
 Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
 При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
 Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика.применение интеллект-карт на уроках в начальной школе позволяет эффективно и качественно осуществлять процесс обучения, достигая необходимых педагогических целей с минимальными затратами времени. Кроме того всё новое в процессе обучения увлекает и мотивирует учащихся. Активная работа учащегося на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. А в развитии интереса нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, и средства, с помощью которых школьник вовлекается в процесс познания. Составление интеллект-карт как нельзя лучше подходит для воплощения идей. Использование технологии интеллект-карт при изучении темы «Разнообразие животных» в курсе «Окружающий мир».
Постановка цели урока. Поиск необходимой информации из разных источников.
Анализ, выделение существенной информации из текстов разного вида. Выделение ядра.
Синтез - построение интеллект-карты с использованием знаково-символических средств. Установление объективных связей.
Самооценка интеллект-карты по заданным критериям.
Каждый этап урока ориентирует учащихся на определённую деятельность. Так, например, постановка цели урока - построение интеллект-карты по теме «Разнообразие животных» – ориентирует детей по двум направлениям:
 подбор графического образа к изучаемой теме (в соответствии с законами построения интеллект-карт)
 поиск информации о животных.
Подбор графического образа к теме – важная задача, поскольку адекватный рисунок или картинка побуждают учащегося к адекватному ассоциированию и, как правило, к лучшему пониманию темы. Но не все ученики могут хорошо рисовать, поэтому иногда учитель предлагает им воспользоваться готовыми картинками для своих интеллект-карт. Такой подход, с одной стороны, существенно экономит время на построение карты (картинки просто приклеиваются), с другой стороны - исключается фактор нежелания рисовать из-за неумения.
Поиск информации включает в себя работу обучающихся с учебно-методическим комплектом: учебником, атласом, иллюстрациями, рабочей тетрадью. Для полноты и разнообразия информации учитель использует другие источники, в том числе Интернет.
На следующем этапе в ходе анализа и обсуждения прочитанного, беседы и уточнений учащиеся под руководством учителя приходят к выводу о том, что всю информацию о животных можно разделить на группы в соответствии с различными признаками:
– по месту обитания животных можно разделить на диких и домашних;
– по среде обитания — на животных, обитающих в воде, на суше, в воздухе;
– по виду питания — на травоядных, всеядных, хищников;
– по внешнему виду — на группы птиц, зверей, насекомых, рыб;
– по размеру — на маленьких и больших.
В этих выводах заключено ключевое содержание (ключевые слова) темы, подлежащее усвоению – ядро темы. Далее учитель показывает, что содержание будет более полным, системным и запоминающимся, если его представить не в виде текста, а в виде интеллект-карты, используя графические средства. Для этого на следующем этапе учащиеся переходят к синтезу - построению интеллект-карт с использованием знаково-символических средств (законов построения) и установлению объективных связей между отдельными элементами карты.
В структуре интеллект-карты ключевые слова - это первичные идеи, расположенные на главных ветвях, отходящих от центрального графического образа. Чтобы показать это, необходимо к центральному образу добавить ветви (стрелки, изогнутые линии, и т.п.), формирующие структуру интеллект-карты. Количество ветвей всегда равно количеству ключевых слов. В нашем случае 5 ключевых слов, поэтому и 5 ключевых ветвей. Рисуя ветви, нужно соблюдать размеры и расстояния между ними. Учитывая, что каждая ветка несёт определённую смысловую нагрузку, их необходимо раскрасить разными цветами.
Построение графической основы интеллект-карты – ответственный этап. Компактность карты и её чёткая структура очень сильно зависят от того, как изначально ориентированы главные ветви, ведь в дальнейшем каждая из ветвей будет заполняться учебной информацией. Дети на первых порах не всегда рационально используют пространство листа бумаги, на котором рисуют интеллект-карту, поэтому им необходимо оказать помощь, составляя карту вместе с ними. Выполнение такой работы требует от учащихся серьёзных логических операций: сравнения, анализа, классификации, группировки, синтеза. С одной стороны, это способствует более глубокой и детальной проработке учебного материала и как следствие - его лучшему усвоению. С другой стороны, визуализируются логика рассуждений и результаты принятия решений. Более того, становятся наблюдаемыми, а значит и управляемыми намерения учащегося, которые при необходимости можно скорректировать. Нельзя не отметить, что своевременная адресная помощь, возможная благодаря визуализации умственных и практических действий ребёнка, является важным достоинством технологии интеллект-карт.
Далее, учитель просит учащихся подобрать рисунки (графические образы), подходящие к словам, размещённым ими на ветвях интеллект-карты, то активизируются новые мыслительные процессы, которые до этого момента не были задействованы. К работе левого полушария мозга, которое отвечает за логику, подключается правое полушарие, отвечающее за образы. Так связывается работа обоих полушарий - от ассоциаций к логике и обратно. В этом ещё одно достоинство технологии интеллект-карт.
Подбор рисунков к словам как мнемонический приём способствует не только лучшему запоминанию содержания карты, но и позволяет учащемуся выразить своё эмоциональное (позитивное или негативное) отношение к изучаемому объекту. Как правило, карты детей яркие, красочные и позитивные.
Выделение структуры интеллект-карты цветными блоками или закрашивание ветвей как главных, так и дополнительных используется в двух случаях. Во-первых, когда карта имеет 5 и более ключевых ветвей и множество ответвлений, из-за которых может выглядеть размытой. Впрочем, такого эффекта может и не быть. Во-вторых, чтобы подчеркнуть общность информации, собранной на конкретной ветви. В любом случае, как бы то ни было, интеллект-карта с выделенными разноцветными ветвями выглядит целостнее и чётче.
Завершающий этап построения интеллект-карт – установление объективных связей между понятиями, составляющими содержательную основу интеллект-карты. Эти связи обучающиеся отображают двусторонними стрелками. Благодаря наличию таких связей, во-первых, разрозненные элементы учебной информации объединяются в единое целое, и интеллект-карта приобретает завершённый вид. Во-вторых, в связях отражается не только особенность восприятия учебной информации каждым учеником, но и объективность отношений между понятиями.
Чем больше связей найдёт и отобразит учащийся в своей интеллект-карте, тем полнее, связаннее и содержательнее он прокомментирует её.
Метод использования интеллект-карт на уроках является эффективным. Он помогает развивать память, мышление, воображение, творческие способности.

Поиск