28-03-2025
Шелковская Анна Владимировна
Учитель-логопед,г.Новочеркасск., МБДОУ детский сад №9
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-логопедические:
1. Активизация словаря детей по теме: «Казачество, быт, семья и традиции», учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка.
2. Развитие связной речи, умение понимать смысл прочитанного.
3. Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
4. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
5. Обогащение речи детей пословицами.
Коррекционно-образовательные:
1. Расширять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи.
2. Учить переносить новые знания в игру.
3. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества.
2. Приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.
Оборудование: портрет казачьей семьи, уголок казачьей горницы, тонированный лист бумаги, трафарет коня для каждого ребёнка, цветные карандаши, картина казак на коне, магнитная доска.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Предложить детям назвать ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.
II. Коррекционно-развивающий этап.
1.Упражнение «Отгадай».
Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? (о семье). Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нём? (казачья семья: дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра). Как вы узнали, что на портрете казаки? (по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).
2.Упражнение «Не ошибись».
Давайте вспомним, что мы знаем о жизни этих необычных людей, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте те, которые относится к казакам:
* жильё казаков: юрта, дом, хата;
* посуда казаков: ухват, казан, кастрюля;
* еда казаков: колбаса, плов, вареники;
* одежда казаков: бурка, джинсы, жилетка;
* оружие казаков: пушка, пистолет, шашка;
* занятие казаков: охота, выращивание хлеба, плавание на корабле.
3.Упражнение «Послушай и запомни».
В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжёлые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины. Они смелые и отважные воины, потому что с двух лет их сажают на коней, с трёх лет учат рукопашному бою, в семь лет они умеют стрелять, а в десять рубить шашкой.
Давайте вспомним с вами пословицы, которые сложил о казаках народ, об их подвигах на войне:
* Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
* Казачья смелость порушит любую крепость.
* И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
* Где казак, там и слава.
*Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Посмотрите на картинку и скажите, как называется дом, где жила казачья семья? (курень). Как они называют комнату в доме? (горница). А как называют печку в доме, где готовится еда? (грубка). Назовите теперь забор вокруг дома? (плетень). Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три,
А водить-то будешь ты!
4.Физкультминутка: «Петух».
Дети стоят в кругу, повторяют слова:
Утром кто зарю встречает,
Песни звонко распевает,
Казакам спать мешает?
Логопед указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.
5. Упражнение «Слушай внимательно».
Ребята, у казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
У казаков офицеров называют есаулами, послушайте, я прочитаю вам очень интересную историю:
ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда донские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок.
Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ — его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».
Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.
А история эта разнеслась по всей области. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.
6.Беседа с детьми:
- О ком рассказывает эта история?
- С кем воевал есаул?
- Кто был у него самым верным и надёжным товарищем?
- Что случилось с конём в бою?
- Как его спас есаул?
- Что случилось с есаулом?
-Как спас его верный и преданный друг?
7. У каждого ребёнка лист бумаги, тонированный голубым и зелёным цветом. Логопед предлагает детям нарисовать коней для казаков. Нужно обвести трафарет коня по контуру и раскрасить цветными карандашами.
8. Итог занятия.
- О ком мы сегодня беседовали?
Похвалить детей.