30-04-2025
Рымарь Елена Алексеевна
учитель-логопед, МБУДО "Романовский ДЮЦ"
Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи.
Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.
Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.
Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.
Упражнения для речевого дыхания:
• Футбол. Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
• Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
• Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Техника выполнения упражнений для детей
Ребенок:
• Набирает воздух через нос;
• Плечики не поднимает;
• Выдох делает длительным и плавным.
Взрослый:
• Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
• Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.
Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:
Артикуляционные упражнения
• Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
• Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;
• Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;• Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;
Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой)
Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);
Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.
Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.