24-02-2025
Калинина Оксана Валерьевна
воспитатель. МБДОУ "ДС "Семицветик", г. Новый Уренгой
Проблема обучения, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является одной из основных и приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.
В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей с ОВЗ в настоящее время среди приоритетных инновационных направлений выделяются информационные - коммуникативные технологии. Основная цель этого направления – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе ДОО.
Внедрение инновационных технологий в образовании ДОО, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей с ОВЗ к получению и усвоению новых знаний.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности детей с ОВЗ является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.
Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для детей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для детей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».
Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.
В ДОО можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек, но такие игры не подходят для работы с детьми с ОВЗ, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.
Можно создать собственные компьютерные презентации Microsoft Power Point разработанные с учетом особенностей развития детей. Технология создания презентаций в программе Microsoft Power Point не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. При использовании презентации педагог может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Создание презентаций для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз. Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий.
Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:
- повышению эффективности усвоения материала детьми и повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
- созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает новые возможности:
- представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, а также создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
-активизировать познавательную деятельность воспитанников и оптимально использовать время на занятии;
- видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ОВЗ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей. Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным, современным, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения.