Опубликованные материалы

«Использование технологии интегрированного обучения на уроках с обучающимися с ТМНР »

11-11-2024

Лия Геннадьевна Чуркина

 

 БОУ ЧР "Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1"

Авторы: Чуркина Лия Геннадьевна и Михайлова Людмила Александровна
БОУ ЧР «Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1»
Аннотация:В этой статье автор пишет о том, что интегрированные уроки повышают интерес к изучаемым предметам, снимают напряжение и утомляемость у обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова:интегрированный, ОВЗ, ТМНР
Тематическая рубрика: Коррекционная школа

Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание,  они быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с нарушениями интеллекта к учёбе и общественной жизни в коррекционных школах используют на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
  Интегрированный подход к обучению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Интегрированный урок (от лат. «полный», «целостный») сочетает в себе материал разных учебных дисциплин.  Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребенка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Таким образом, интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.   Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению. С учетом возрастных особенностей младших школьников с нарушениями интеллекта, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.  Преподносить знания нужно не так, что вы это уже знаете, слышали, а должна быть реакция удивления - «Вот еще где это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать» и т. д.
Требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков для детей с ТМНР:
- определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;
- тщательное планирование каждого урока, выделение главных и сопутствующих целей;
- моделирование содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;
- тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;
- оптимальная нагрузка детей впечатлениями;
- привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.
 Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, проблемных задач, наглядности, групповых форм обучения; необходима также связь с внеклассной работой. Важное место в качественном проведении урока, по Л.Е.Шевчук, имеет «постановка» сценария, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения. Первый этап - целевой. Он включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.
   Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которое осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий. Процессуальный этап завершает построенный сценарий. Он является конкретным наполнением и включает три составляющие:
- деятельность учителя,
- форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем,
- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.
    Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с нарушениями интеллекта. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.
  Цель интегрированных уроков помочь учащимся с нарушениями интеллекта  в раскрытии  тем, идей, областей знаний, а так же развить способности, которые впоследствии могут привести к самостоятельному  определению выбора дальнейшего пути, социальной адаптации и реабилитации.
  Для достижения поставленных целей и задач используются разнообразные формы организации уроков: урок-викторина, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-сказка и т. п.,  а также средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство и др., способы стимулирования и поддержания мотивации.
  Поскольку интеграция - это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.
Результат интегрированного обучения проявляется в следующем: в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук; - в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
- в эмоциональном развитии учащихся с нарушениями интеллекта, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;
- в росте познавательного интереса школьников с нарушениями интеллекта, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;
- во включении учащихся с ТМНР в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
   Из вышесказанного можно сделать вывод, что построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично.   На интегрированных уроках дети с нарушениями интеллекта работают легко и с интересом усваивают большой по объему материал.
И хочется рассказать об интегрированных уроках музыки и изобразительной деятельности, которые мы провели совместно с учителем начальных классов. Например, интегрированный урок по теме: «Путешествие в сказку «Колобок». В классе 5 учащихся, обучаются по программе СИПР.
На уроках музыки осуществляются интегративные связи с другими видами искусства. Это даёт педагогу возможность создавать у учащихся целостное представление об искусстве. Для постижения “языка” различных видов искусства перед учащимися ставятся конкретные творческие задачи. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ребёнок здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышающую его самооценку
Структура урока построена с учётом соответствия типу обобщающего урока, все этапы урока имели логическую связь. Для проведения урока заранее было спланировано время на реализацию этапов урока, где больше времени отводилось на практическую часть.
Учащиеся слушали музыкальные произведения и определяли характер музыкального произведения для каждого сказочного героя и изображали в движение каждого героя. Затем отвечали на поставленные учителем музыки вопросы, анализируя музыкальные произведения. Нетрадиционное рисование колобка и зайчика явилось плавным переходом от первой части урока ко второй.Для развития  ладового и ритмического слуха детей мы включили в урок игру на ложках.
Чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки,  провели физкультминутку и исполнили танец. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности  возраста детей. В конце урока была проведена музыкальная игра «Зайчики и лисичка». Мы предложили ученикам разнообразные виды творческой деятельности, направленные  на развитие художественно-творческих и музыкальных способностей детей, закрепление и обобщение пройденного материала.
Урок удался и прошел в интересной форме. На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера.Педагогическое общение на уроке носило уважительный характер. Дети активно и легко вступали в обсуждение темы, в диалоге с учителем и друг другом, свободно строили рассуждения. Удалось избежать перегрузки и переутомления, и сохранить продуктивную мотивацию к учению. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Все поставленные цели и задачи были реализованы,
Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.


Поиск