Опубликованные материалы

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада как направление деятельности педагога – психолога ДОУ

16-12-2024

Вакуленко Маргарита Игоревна

 

 педагог-психолог МБДОУ детский сад № 3 "Ивушка" г. Пятигорска

В статье рассмотрены факторы и условия успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. психологической готовности к школьному обучению, ее содержательные компоненты. Сформулированы основные ведущие направления деятельности педагога-психолога детского сада по реализации программы адаптации.

Одна из важных задач, стоящих перед психологом, связана с адаптацией детей к детскому саду. Перед ребенком, который начал посещать детский сад, возникает проблема изменения уже сформированного поведенческого стереотипа, обусловленная изменением привычных условий жизни и установлением новых социальных связей. Часть детей входит в новую обстановку почти без проблем. А у других процесс адаптации к детскому саду растягивается на месяц и более [3, c. 21].
Длительность адаптация зависит от множества факторов и среди них можно выделить следующие наиболее важные:
- взаимное соответствие режимов, по которым живет ребенок дома и в дошкольном учреждении;
- определенная самостоятельность в бытовом обслуживании (по возрасту);
- уровень умственного развития [2, c. 17].
Период перехода ребёнка из семьи в детский сад важный и значимый этап. Семья и детский сад это два «социальных института», которые объединены алгоритмом доверия и взаимопонимания. Поэтому еще одна важная причина сокращения периода адаптации ребенка к условиям ДОУ это необходимость со стороны детского сада создать благоприятные условия, которые способствуют эмоциональному благополучию ребёнка в восприятии новой социальной среды, а также грамотное отношение к данному процессу со стороны родителей [5, c. 43].
Проблема адаптации – это проблема, как родителей, так и воспитателей.
Педагог-психолог в период адаптации, является непосредственным координатором и помощником этого процесса, учитывая индивидуальность каждого малыша, помогает воспитателям и родителям определить изменившуюся ситуацию в поведении ребенка и определить условия семейного воспитания ребёнка раннего возраста в период начального этапа прихода ребенка в детский сад.
Поэтому работа педагога - психолога детского сада в период адаптации детей к включает такие ведущие направления:
-психологическое просвещение;
-психологическая профилактика;
-психологическое консультирование.
Психологическое просвещение и психологическое консультирование носит профилактический характер. Основным средством профилактики благоприятной адаптации детей раннего возраста в период знакомства с группой служит информированность родителей и воспитателей, повышение их психологической культуры. В связи с этим необходимо проведение в ДОУ консультаций и психологических практикумов, охватывающих вопросы адаптации ребенка в детском саду. В рамках реализации данного направления психолог заботиться о создании благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательного, воспитательного процесса.
Задача родителей – всячески поддержать, подготовить ребёнка к поступлению в ДОУ. Задача психолога, воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей. Детский сад, в свою очередь готовится к принятию малышей: осуществляется подбор содержания психолого-педагогической деятельности в период адаптации, с родителями согласовывается индивидуальный график посещения группы, ведутся практикумы, семинары, консультации для родителей на предмет «Как детский сад готов принять ребёнка?» «Кризисные проблемы детей» «Особенности социализации ребёнка раннего возраста», для педагогов семинары и практикумы: «Использование игровых методов в адаптационный период», «Традиционные и нетрадиционные подходы к периоду адаптации» [1, c. 78]. Родители, отдавая малыша в детский сад, сильно переживают за него. Задача психолога – успокоить их, вселить уверенность и установить доверительные отношения с ними.
Важной профилактической процедурой в работе психолога является разработка программы адаптации ребенка, поступающего в ДОУ. Целью программы адаптации является: создание психолого-педагогических, профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребёнка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
К задачам программы адаптации можно отнести:
1. изучение индивидуальных физических и психологических особенностей ребёнка раннего возраста;
2. отслеживание результатов привыкания ребёнка к условиям детского сада;
3. обогащение педагогического процесса доступными психолого-педагогическими методами межличностного, игрового взаимодействия [2, c. 25].
Реализация целей и задач программы возможна благодаря взаимодействию всех участников данного процесса: педагог-психолог, родители, ребенок, воспитатели. Средства реализации программы:
-ведение адаптационных листов при участии воспитателя;
-анкетирование родителей «Готовность ребенка к детскому саду»
-диагностика уровня развития детей, психоэмоционального благополучия при участии родителей детей;
-проведение групповых (при необходимости) индивидуальных коррекционно – развивающих занятий по проблемам адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
Коррекционно – развивающие занятия, проводимые психологом в группе с детьми раннего возраста в период адаптации несут следующие задачи:
1. Создать благоприятные условия для адаптации детей и устранить факторы, препятствующие нормальному периоду адаптации.
2. Развивать коммуникативные и игровые навыки, навыки совместной деятельности.
3. Способствовать активному налаживанию контакта.
4. Оценивать эмоциональное состояние детей и корректировать нежелательные проявления поведения (импульсивность, тревожность, возбудимость, застенчивость).
Формы работы: коммуникативные игры, игры с водой, игры с тестом, игры с песком, игры с тканью (прозрачные прятки) [4, c. 56].
Успешность реализации программы адаптации – это показатель принятия ребёнком условий детского сада.
Список литературы:
1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка [текст] / А.И. Баркан - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 328 с.
2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [текст] / Л.В. Белкина. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 278 с.
3. Веракса, А.Н., Гуторова, М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов [текст] / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 144 с.
4. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [текст] / Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 163 с.
5. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей [текст]/ О.Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2012. – 241 с.

Поиск