20-12-2023
Войтко Людмила Валерьевна
преподаватель спецдисциплин, АСК ФГБОУ ВО "ДонГТУ", г. Алчевск, Луганская Народная Республика
Аннотация. В статье затронут вопрос организации образовательного процесса и целесообразности создания современной информационно-образовательной среды. Рассматривается структура электронного учебно - методического комплекса дисциплины как основы информационно-образовательной среды и средства повышения качества профессиональной подготовки специалистов.
Ключевые слова: информационно - образовательная среда; электронный учебно – методический комплекс; качество обучения; дистанционное обучение.
В настоящее время перед образовательными организациями среднего профессионального образования (далее – ОО СПО) стоит задача подготовки высококвалифицированных, всесторонне развитых, конкурентоспособных специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, способных успешно и быстро адаптироваться в условиях перемен. Особая роль в решении этой задачи отводится организации образовательного процесса и созданию современной информационно – образовательной среды (далее – ИОС), которая основана на использовании информационно – коммуникационных технологий. В эру информатизации общества применение информационных и коммуникационных технологий должно присутствовать в системе образования на всех его уровнях. Основная цель развития указанных технологий - предоставить возможность доступа к актуальным знаниям и технологиям, которые будут востребованы в будущей профессии обучающихся, а также сформировать одну из важнейших компетентностей – информационную. Также использование информационно - коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в современную, качественно новую – информационно - образовательную среду [2].
Для начала отметим, что ИОС образовательной организации – это единое информационно - образовательное пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно - телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно - методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [2].
Правильно организованная ИОС, в частности грамотное использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе, позволит на новом уровне осуществлять следующие виды деятельности:
1. Информационно – методическую поддержку образовательного процесса.
2. Планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.
3. Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
4. Дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы.
5. Непрерывный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
6. Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и преподавателей.
Значение ИОС в образовании невозможно переоценить, - ее качество является залогом успешности образования. Сегодня, новые образовательные стандарты требуют от ОО СПО создания собственной электронной информационно – образовательной среды (далее – ЭИОС), совершенствования электронных образовательных ресурсов и более активного их внедрения на учебных занятиях с целью формирования профессиональных компетенций будущих специалистов.
Сегодня время, когда главными электронными информационными ресурсами ИОС образовательной организации становятся электронные учебно – методические комплексы (далее – ЭУМК) по различным дисциплинам.
В самом простом понимании ЭУМК – это электронная версия учебно – методических комплексов, включающая систематизированные учебные, научные и методические материалы и рекомендации по определенной учебной дисциплине. Состав учебно – методического комплекса диктуется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.
В зависимости от назначения различают следующие виды ЭУМК:
1. ЭУМК дисциплины.
2. ЭУМК практики.
3. ЭУМК государственного экзамена.
4. ЭУМК курсового проектирования.
Вообще ЭУМК может быть создан для всей образовательной программы по определенному направлению подготовки.
Рассмотрим главные достоинства применения ЭУМК в образовательном процессе:
1. Возможность эффективно организовывать управляемую самостоятельную работу обучающихся.
2. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, совершенствовать контроль и самоконтроль знаний.
3. Наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а также методические рекомендации обучающимся по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы.
4. Предоставление материала в презентационной форме дает возможность стимулировать предметно - образную память обучающихся, познавательную и творческую их активность, позволяя увеличить коэффициент усваиваемого учебного материала, повышая интерес обучаемых к преподаваемому предмету.
5. Упрощенность и экономичность их обновления, которые заключаются лишь в необходимости изменения внесенной информации, доведения ее до актуального состояния, что, в целом, не требует глобальных финансовых затрат.
Проанализировав возможности обучения на основе применения ЭУМК, стоит отметить важнейшую его роль в дистанционном обучении, что весьма актуально в настоящее время. Дистанционное обучение, организованное на основе ЭУМК, представляется вполне эффективным, а его эволюция в данном направлении – перспективной. В этом случае электронная ИОС должна дополнительно обеспечивать: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение учебных занятий, консультаций, процедур оценки результатов обучения.
Среди основных достоинств ЭУМК по сравнению с традиционным «бумажным» УМК можно выделить их интерактивность, мобильность, компактность, а также возможность использования видео-, аудио-, графических материалов и т.п. элементов мультимедиа.
Электронный УМК должен содержать все необходимые информационные компоненты, которые являются достаточными для изучения конкретной дисциплины.
Структура ЭУМК может выглядеть следующим образом [3]:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка к ЭУМК, где обосновывается целесообразность преподаваемой дисциплины, отражаются цели и место данной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательно й программы, а также указываются рекомендации по организации работы с УМК.
3. Рабочая программа дисциплины.
4. Теоретический материал (конспект лекций, электронный учебник, презентационный материал, графический материал, видео - и аудиозаписи материала, необходимого для дополнения, иллюстрации лекционного материала).
5. Учебно – методические издания:
- задания для практических и (или) лабораторных работ и рекомендации по их выполнению;
- вопросы и задания для контрольных работ, зачета, экзамена и методические указания по подготовке к ним;
- тематика курсовых/дипломных работ и методические указания по их выполнению;
- задания для внеаудиторной самостоятельной работы и рекомендации по выполнению.
6. Фонд оценочных средств для всех видов контроля уровня знаний (самоконтроль, текущий, промежуточный, итоговый).
7. Вспомогательные издания:
- практикум;
- задачник;
- рабочая тетрадь;
- справочные издания.
8. Толковый словарь терминов (глоссарий).
9. Библиографический список и ссылки на электронные ресурсы.
Основные интерактивные возможности, которые должны присутствовать в ЭУМК:
- оглавление с возможностью перехода к необходимому разделу;
- система гиперссылок (внутренних и внешних);
- навигация с помощью кнопок перехода;
- система контроля тестовых заданий.
ЭУМК должен предоставляться всем обучающимся на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины необходимо периодически обновлять и пополнять.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что использование ЭУМК создает условия и является средством для обеспечения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в современной ОО СПО. В свою очередь возможности созданной электронной ИОС, в которой происходит информационное взаимодействие преподавателя и обучающегося, обеспечат реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании.
Список использованных источников
1. Воротницкий, Ю. И. Электронные средства обучения: состояние, проблемы и перспективы [Текст] / Ю. И. Воротницкий, Н. И. Листопад // Высш. шк., 2008. № 6. С. 6 –14.
2. Зенкина, С. В. Новая информационно - коммуникационная образовательная среда [Текст] / С. В. Зенкина, А. А. Кузнецов // Основы общей теории и методики обучения информатике; под общей редакцией А. А. Кузнецова. – М.: Бином, 2009. – 154 с.
3. Современный электронный учебно - методический комплекс – основа информационно – образовательной среды вуза / П. А. Мандрик, А. И. Жук,
Ю. В. Воротницкий // Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информационно - образовательной среды: материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 окт. 2010 г. – Минск: БГУ, 2010. – С. 197-201.
4. Татаринцев, А. И. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического вуза [Текст] /
А. И. Татаринцев // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт - Петербург, февраль 2012 г.). - Т. 2. - Санкт - Петербург: Реноме, 2012. - С. 367-370. - (https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1701).
5. Шалкина, Т. Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства [Текст]: монография / Т. Н. Шалкина, В. В. Запорожко, А. А. Рычкова. − Оренбург, ГОУ ОГУ, 2008. - 160 с.
