Всероссийское СМИ ЭЛ№ ФС77-89956

Опубликованные материалы

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОУ СПО

15-04-2021

Войтко Людмила Валерьевна

ОСП "Алчевский строительный колледж" ГОУ ВПО ЛНР ДонГТУ, г. Алчевск

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОУ СПО


Аннотация. В данной статье рассмотрены методические аспекты внедрения информационных технологий (далее - ИТ) в учебный процесс ОУ СПО, а также затронут вопрос актуальности внедрения ИТ в образовательный процесс.

Ключевые слова: информационные технологии; методические аспекты; качество обучения; электронные образовательные ресурсы; дистанционное обучение.

Современный мир – мир высоких технологий, поэтому в современном обществе использование информационных технологий является одним из основных направлений развития личности. В связи с этим, можно отметить, что актуальной проблемой развития профессионального образования есть внедрение информационных технологий в учебный процесс ОУ СПО для формирования
всесторонне развитой, конкурентоспособной, творческой личности, которая отвечает запросам нынешнего рынка труда.
Сейчас, в условиях перемен, перед ОУ СПО стоит новая задача – интегрировать обучающихся в новую информационно-образовательную среду, тем самым предоставить возможность доступа к актуальным знаниям и технологиям, которые востребованы в их будущей профессии, а также сформировать одну из важнейших компетентностей – информационную.
Для реализации поставленной задачи учебный процесс должен претерпеть качественных изменений и, в первую очередь, модернизировать методику преподавания дисциплин и форму представления материала: сделать материал более наглядным и доступным, а обучение – более эффективным и качественным. По этой причине необходимо рассмотреть методические аспекты внедрения ИТ в учебный процесс ОУ СПО.
Для начала следует отметить, что общепринятый термин «информационные технологии» включает в себя, в качестве составляющей, «компьютерные технологии». Проведение современного урока уже невозможно представить без использования новейших компьютерных технологий, так как они существенно расширяют возможности организации и управления учебным процессом. Информационные компьютерные технологии могут быть использованы как обучающимися, так и преподавателями для эффективного проведения занятий. Рассмотрим различные варианты возможного применения ИТ в ОУ СПО.
Итак, ИТ могут быть использованы преподавателем для:
- создания и проведения лекций с использованием готовых электронных носителей;
- создания мультимедийных обучающих презентаций;
- создания видеороликов для демонстрации практической деятельности;
- проведения компьютерного тестирования (для промежуточного и итогового контроля);
- создания электронных учебных пособий, учебников;
- создания электронных учебно-методических комплексов;
- создания компьютерных иллюстраций для поддержки различных видов занятий;
- создания и работы с учебным сайтом.
Отдельно хотелось бы отметить новое, перспективное направление возможного использования ИТ для профессионального образования – это внедрение дистанционного обучения (далее – ДО), реализуемое благодаря применению информационно-телекоммуникационных сетей. Данное применение ИТ позволит обеспечить доступ к образованию независимо от возраста, места жительства, материального состояния или жизненных обстоятельств. Дистанционное образование позволит развивать у обучающихся навыки самостоятельной познавательной деятельности и осваивать современные электронные технологии обучения.
При ДО могут применяться видеолекции, аудиокурсы, компьютерные тренажеры, автоматизированные обучающие системы, тестирование, консультации через интернет и т.д.
Для обучающихся ИТ могут применяться для:
- работы над курсовым или дипломным проектом (использование систем автоматизированного проектирования);
- выполнения рефератов, докладов, творческих работ;
- работы с электронными учебниками, интернет ресурсами;
- выполнения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы;
- подготовки к экзамену, зачету;
- создания электронного портфолио обучающего, что позволит проследить развитие его личности на протяжении всего периода обучения, его персональный прогресс и достижения.
Вообще, технология электронного портфолио стремительно распространяется в мировой системе образования, так как оно является одним из средств оценки выпускника работодателями.
Таким образом, внедрение ИТ в учебный процесс будет иметь ряд следующих преимуществ:
- повышать эффективность проведения занятий, информативность урока, усиливать привлекательность подачи материала;
- значительно повышать мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- давать возможность организовать, развивать и совершенствовать самостоятельную деятельность обучающихся;
- существенно ускорять передачу знаний и накопленного опыта, тем самым экономить время преподавателя и увеличивать плотность образовательной деятельности;
- индивидуализировать процесс обучения, что позволит учесть индивидуальные особенности обучающихся и развивать их способности;
- повышать качество образования, что позволит в будущем выпускникам более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.
Конечно, все перечисленные преимущества, которые дают нам ИТ неоспоримо облегчают учебный процесс. Но и здесь не обойдется без трудностей, так как внедрение ИТ в обучение – процесс длительный и достаточно сложный.
Одной из проблем внедрения на сегодняшний момент является недостаточно накопленная или устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений. Также, не менее актуальной проблемой есть неподготовленность преподавателей к внедрению ИТ. Поэтому, современному преподавателю необходимо постоянно повышать свою квалификацию в области применения ИТ, разрабатывать соответствующие электронные образовательные ресурсы и внедрять их в учебный процесс.
Следовательно, для развития профессионального образования должна быть создана новая информационно-образовательная среда, которая обеспечит доступность качественной информации.
Следует отметить, что ИТ, как средство обучения различным дисциплинам, могут использоваться как для поддержания традиционных форм и методов обучения, повышая их эффективность, так и для модернизации образовательного процесса и разработки новых моделей организации учебной деятельности. Модернизация в этом случае также требует перехода от пассивно- созерцательных к активно – преобразовательным формам обучения: самостоятельная и коллективная работа, исследовательская деятельность, ориентированность на практические навыки. Здесь стоит обратить внимание на применение таких организационных форм активного обучения как проблемные лекции, лекции пресс – конференции, эвристические беседы, деловые игры.
Внедрить ИТ можно абсолютно на любом этапе традиционного урока: и при повторении и проверке домашнего задания, и при объяснении нового материала, и при закреплении изученного материала, а также при организации любого вида контроля.
Преподаватель для расширения своей деятельности может применять следующие образовательные средства ИТ, которые дополняют и усиливают традиционную методику преподавания дисциплин:
- электронные учебники, пособия, журналы, энциклопедии;
- компьютерные тренажеры;
- обучающие программы;
- мультимедийные учебные занятия;
- программы имитационного моделирования и т.п.
В зависимости от того, какие средства ИТ используются, можно проводить следующие типы уроков:
1) урок с компьютерной поддержкой (работа с текстом электронного учебника или пособия);
2) урок с выходом в Internet (для просмотра обучающего видеофильма);
3) урок с мультимедийной поддержкой (просмотр мультимедийной обучающей презентации).
Говоря об уроках с мультимедийной поддержкой, нельзя не обратить внимание на такой ценный инструмент для обучения как интерактивная доска. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю сделать материал более наглядным.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что использование ИТ требует изменений характера организации учебной деятельности и усиления ее методической обеспеченности за счет разработки и применения многофункциональных образовательных электронных ресурсов. Но, возможности созданной новой информационной среды, в которой одновременно сотрудничают преподаватель и обучающийся, обеспечат реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. А сейчас, в условиях перемен, эти качества будут залогом успешности и запроса выпускника на рынке труда.


Список использованных источников
1. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения [Электронный ресурс]: Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 544-547. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/51/6685/
2. Новые информационные технологии в образовании: материалы VI междунар. науч. - практ. конф., Екатеринбург, 12-15 марта 2013г.//ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. ун - т». Екатеринбург, 2013. - 390 с.
3. Методические аспекты использования средств информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/методические-аспекты-использования.
4. Пащенко О. И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 227с.



Поиск