Опубликованные материалы

Рабочая программа по коррекционному курсу "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия"

05-08-2025

Сарсенгалеева Ольга Георгиевна

учитель-логопед МАОУ СОШ "Центр образования№1" Нижний Тагил

Содержание коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» для обучающихся 1-4 классов с ТНР
Курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» для обучающихся 1-4 классов с ТНР включён в обязательную часть учебного плана АООП НОО
Содержание коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» для 1-4 классов с ТНР включает в себя два этапа.
На первом этапе уточняются причины трудностей в овладении обучающимися 1-ых классов с ТНР устно-речевыми навыками, письмом, учитываются речеязыковые возможности детей; намечаются пути дальнейшей работы. Особенностью данного курса является предупреждение или минимизация проявления трудностей навыка письма и чтения первоклассников с ТНР.
Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений в конце каждого занятия проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки взрослого для создания ситуации успеха.
Особенность второго этапа обучающихся 2-4 классов с ТНР является систематизация, обобщение понятий, генерализация умений, практическое использование освоенного материала, как самостоятельно, так и при минимальной помощи логопеда. Коррекционно-педагогическая работа предполагает использование вариативных заданий специальной направленности с многократным их повторением для формирования операций и способов действий, необходимых для становления правильного письма и чтения.

1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса
«Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» для обучающихся 1-4 классов с ТНР

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
◦ внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к коррекционному курсу;
◦ понимание значения коррекционного курса в учебной деятельности;
◦ ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников;
◦ понимание причин успеха в учебе; Обучающийся получит возможность для формирования:
◦ первоначальной ориентации на оценку результатов познавательной деятельности;
◦ общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
◦ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
◦ первоначальной ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
◦ понимания чувств одноклассников, учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
◦ принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
◦ планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
◦ оценивать совместно с учителем результат своих действий;
◦ осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно- познавательной деятельности или с опорой на эталон;
◦ выполнять элементарные учебные действия в устной и письменной речи. Обучающийся получит возможность научиться:
◦ понимать смысл инструкции учителя и содержание заданий, предложенных в рабочей тетради (учебнике);
◦ выполнять действия с опорой на эталон;
◦ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
◦ на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
◦ самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
◦ использовать рисуночные и символические варианты записи учебного задания;
◦ кодировать (с помощью) информацию в знаково-символической форме, на основе кодирования строить несложные модели;
◦ проводить сравнение (с помощью) по нескольким основаниям (наглядное, по представлению, сопоставление и противопоставление);
◦ выделять в явлениях существенные и несущественные признаки;
◦ в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;
◦ строить простые индуктивные рассуждения. Обучающийся получит возможность научиться:
◦ под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;
◦ работать с небольшими дополнительными текстами и заданиями;
◦ соотносить содержание схематических изображений с записью учебного задания;
◦ устанавливать аналогии;
◦ формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
◦ принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
◦ допускать существование различных точек зрения;
◦ стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
◦ использовать в общении правила вежливости;
◦ использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
◦ контролировать свои действия в коллективной работе;
◦ понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;
◦ следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
◦ строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;
◦ использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
◦ корректно формулировать свою точку зрения;
◦ проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
◦ контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты

1 класс
Основными показателями результативности коррекционной работы в развитии устной речи являются:
В фонетической и фонематической сторонах речи:
◦ умение правильно произносить звуки;
◦ умение различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие; звонкие и глухие;
◦ умение определять количество и последовательность звуков в слове;
◦ умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
◦ умение делить слова на слоги, определять место ударения.
В лексической и грамматической сторонах речи:
◦ умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
◦ умение наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов;
◦ умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
◦ умение понимать и различать предложение, словосочетание, слово.
В связной речи:
◦ правильный выбор языковых средств устного значения;
◦ соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
◦ овладение элементарными навыками диалогической формы речи (умение начать и поддержать беседу по теме).

Основными показателями результативности коррекционной работы в развитии письменной речи являются:
◦ развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
◦ умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертанием письменных, строчных и прописных (заглавных) букв;
◦ правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;
◦ различение слова и предложения.

2-3 класс
Основными показателями результативности коррекционной работы в развитии устной речи являются:

В фонетической и фонематической сторонах речи:
◦ умение правильно произносить звуки;
◦ умение различать гласные и согласные звуки; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие; звонкие и глухие;
◦ умение определять количество и последовательность звуков в слове;
◦ умение сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
◦ умение делить слова на слоги, определять место ударения.
В лексической и грамматической сторонах речи:
◦ умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей;
◦ умение наблюдать за использованием в речи синонимов и антонимов;
◦ умение устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
◦ умение понимать и различать текст, предложение, словосочетание, слово.
В связной речи:
◦ правильный выбор языковых средств устного значения;
◦ соблюдение правил устного общения (умение слышать, адекватно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
◦ овладение диалогической формой речи, умение выражать собственное мнение и аргументировать его (овладение основными умениями ведения разговора: начать , поддержать и закончит разговор, привлечь внимание и т.п.);
◦ практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование с элементами рассуждения).
Основными показателями результативности коррекционной работы в развитии письменной речи являются:
◦ развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения рук;
◦ умение различать букву и звук (букву как знак звука), овладение правильным начертанием письменных, строчных и прописных (заглавных) букв;
◦ правильное письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением, безошибочное списывание;
◦ понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса;
◦ различение слова и предложения, предложения и текста (повествование, описание);
◦ умение анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, частей текста; выписывать из текста слова, словосочетания и предложения, кратко отвечать на вопросы к тексту.
4 класс
Основными показателями результативности коррекционной работы в развитии устной речи являются:
В фонетической и фонематической сторонах речи:
◦ характеристика звуков русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие

Поиск