12-11-2024
Кожевникова Оксана Николаевна
МБОУ ДО ГДТ "Академия талантов", г. Новый Уренгой
Методы и пути преодоления психологического настроя ребенка перед выступлением на сцене
Кожевникова Оксана Николаевна,
педагог МБОУ ДО ГДК «Академия талантов»
г. Новый Уренгой, 2024г.
Успешность выступления детей на сцене, зависит не только от качества и надежности выученных ими произведений, но и от их психологической подготовки к общению со зрителем. Да, и действительно, проведя , порой нелегкую работу, мы, педагоги, испытываем чувство мучительной «пытки», когда забыв о художественном образе, стиле, ребенок со срывами, с потерями текста, отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, ведущие, к краху задуманного и наработанного за долгое время подготовки.
Сценическое волнение, перерождающееся в панику - это бич большинства обучающихся. В такой момент игра лишается управления, память изменяет, движения сжимаются, ребенка несет, как прутик по волнам, он каменеет, путает, смазывает, и хорошо выученная вещь, становится сплошным месивом. Удовольствия от такой игры нет, а результат -жестокая психологическая травма.
Я хочу поделиться методами, наблюдениями, используя, личный опыт выступления на сцене, успешные и неудачные выступления своих обучающихся на концертах, конкурсах и других мероприятий запланированных планом учреждения.
Основная цель работы: научить юных исполнителей избавляться от негативных моментов сценического волнения, рассказать о комплексе психотехнических приемов, способствующих коррекции хореографического волнения, выявить конкретные, поэтапные задачи достижения готовности.
Падеревский о своем исполнительском опыте писал : « В течение многих лет я испытываю ужасные страдания перед выступлением, это муки, которые невозможно описать. Ужасное внутреннее волнение , страхи со всем и вся - все это не что иное, как нечистая совесть». Возникает серьезное противоречие между желанием обучающегося хорошо исполнить танец на концерте и невозможностью выполнить это из-за большой личной тревожности.
Каковы же они, причины детской тревожности, панического страха и эмоционального «захлестывания» юного танцора на сцене :
-способы общения родителей с ребенком, насколько высоки предъявляемые к нему требования;
-стиль взаимодействия педагога с ребенком;
-личные особенности педагогов и родителей.
Чем больше ребенок доволен своим обучением хореографии, тем сильнее его возможность реализовать себя в исполнительской деятельности, а значит и ниже его тревожность.
И, наоборот, страх из-за боязни быть наказанным, критика, заниженная самооценка самого подростка, раздражительность, агрессивность педагога создает подъем личной тревожности.
Умение тонко чувствовать настроение ребенка в определенный момент, поддержать, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед ним- являются фактором снижения тревоги обучающегося.
Улучшение качества исполнения произведений на зачете, экзамене, конкурсе, снижение уровня тревожности возможно в едином комплексе: обучающийся-родитель-педагог.
Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку также способствуют личной тревожности. Пробудить у обучающихся интерес к хореографии, эффективность занятий возможно, если на занятии царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения. Педагог и родитель -партнеры- единомышленники, отсюда и популярные формы работы: совместные концерты детей и родителей; интересные лекции, тематические вечера, совместные мероприятия, хореографические постановки. Причина страха может крыться в неправильно подобранной программе в ее высокой завышенности, когда от непродуманных «скачков» в развитии на сцену выползают все предыдущие «пробелы». Для показа желательно отбирать танцевальные произведения, способные раскрыть индивидуальность обучающегося, использовать его сильные стороны, так как слабые и без того обязательно обнаружатся на сцене. Считаю, что программу надо аккуратно подбирать по возрастным особенностям обучающихся, а не по амбициям педагога, с претензиями на победу и обостренным самолюбием.
Одной из распространенных причин волнения является- мысль о провале. Н.Перельман говорил ученикам: «На сцене самокритика пила, подпиливающая сцену, на котором стоит, молодой танцор». Действительно, подросток беззащитен, и даже легкое замечание о возможном провале, если ребенок не подготовлен к таким разговорам ведет к парализующему действию и провалу. Ожидая, с боязнью на темной улице какой-то угрозы, можно и на самом деле услышать подозрительные шаги, «у страха глаза велики». Серьезные танцоры порой испытывают моменты отчаяния, а что уж говорить о неопытных шагах юных исполнителей.
Невозможность проявить свою индивидуальность возникает часто из-за страха перед высоким уровнем состава членов жюри, боязнью получить низкий балл, преувеличенного опасения услышать критическое мнение со стороны комиссии. Думаю, что если бы в школах ввели такую учебную дисциплину, как сценическое мастерство, то теоретически эта дисциплина ответила бы на многие важные вопросы.
И все-таки, главной болезнью среди неопытных танцоров является- «выпадение» постановки, так называемый «каприз» памяти, хотя от этого не застрахованы и большие мастера сцены. Как, писал, Л.Коган: «Сама по себе память, тут по большей части не при чем. Исполнители волнуются оттого, что бояться забыть, а забывают же оттого, что волнуются».
Существует двухсторонняя связь между уверенностью памяти и большим внутренним смыслом игры. Уверенность памяти - исходный пункт внутренней устремленности, настроя, которые укрепляют работу памяти. Если произведение по-настоящему, выучено -отсутствие в твердой вере в памяти быть не должно. В.Шекспир писал: «Наши сомнения- это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы возможно могли выиграть, если бы не боялись попробовать».
Хореографическая память -понятие комплексное - она слуховая, зрительная и мышечно -игровая, т.е. память слуха, глаза, прикосновения и движения. Активное запоминание произведения происходит во время предварительного анализа, сюда входит тональный план, внутреннее строение и взаимоотношение частей. Без изучения структуры материала, без умения разобраться в мельчайших подробностях - запоминание сводится к приобретению чисто технических навыков, которые зависят от бесчисленных и долгих тренировок, это так называемое «механическое» выучивание, и закономерно, что при сильном волнении все ведет к провалу. «Сделанность» материала успокаивающе действует на психику, что спасает от «капризов» памяти.
Основные приемы заучивания хореографического произведения наизусть:
- Деление произведения на эпизоды, отдельные отрывки с завершенным, логическим смыслом, например: главная, побочная, связующая, заключительная части; и более крупные части -экспозиция, разработка, реприза. Важно осмысленное запоминание, с постепенным объединением мелких частей в более крупные. Для большей простоты, над завершенными по смыслу кусками я ставлю цифры, которые потом вразброс спрашиваю у ребят наизусть. И в случае забывания во время исполнения, память начинает вспоминать опорные места.
-Большую пользу для заучивания наизусть приносит игра в медленном темпе.
-Чередовать мысленную игру с реальной игрой в хореографическом зале.
-Если закрыв глаза, ребенок может представить движения, включая штрихи, оттенки, значит текст закреплен в памяти.
Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе. О. Бальзак сказал: «Не существует больших талантов без большой воли…Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант -это развитая природная склонность, то твердая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает» .А ведь, действительно, немалое число всех наших достижений на жизненном пути, в конечном результате - это победа над собой, над навыками преодолевать свои секундные слабости, какие-то природные несовершенства. Волевой ученик может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает. М. Норбеков пишет: «Когда одни видят перед собой пропасть, думают о бездне, другие думают о том, как построить через нее мост».Каковы же характеристики волевых действий? Это: настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость, решительность, самостоятельность, инициатива, самообладание и выдержка.
Волевые качества могут проявляться по-разному. Один из обучающихся может показать высокое количество баллов в проявлении настойчивости, целеустремленности, пытаясь справиться с техническими трудностями произведения, а другой в решительности и смелости первым выходя, на ответственное публичное выступление. Тренировка подобных качеств происходит только с практикой.
Для обучающегося, этим упражнением, служащим совершенствованию навыков и умения, служит четко направленная подготовка к выступлению на сцене.
Успешному выступлению на конкурсе, концерте, экзамене способствует особое состояние -«боевой» концертной готовности, состоящее из трех важных параметров- физического, эмоционального и умственного.
Физической подготовке сопутствуют бег, плавание, а вот спортивная гимнастика, тяжелая атлетика ,где упражнения связаны с силовыми напряжениями в области рук и плеч, не очень полезны, так как создают мышечные зажимы в кистях, грудных мышцах, плечах. Крепкая физическая подготовка вносит ощущения здоровья, силы, полезного эмоционального волнения, которое вместо страха, вызывает повышенную выносливость, создавая прекрасное эмоциональное состояние во время выступления, активизируя умственные процессы, связанные с концентрацией в