10-11-2024
Юлия Васильевна Кокорина
МБДОУ детский сад №402 г. Новосибирска
Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника
В своей работе применяю и использую с детьми:
- технология проектной деятельности
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.)
Виды проектов:
1. исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: "Для чего нужен проект?”, "Ради чего он осуществляется?”, "Что станет продуктом проектной деятельности?”, "В какой форме будет презентован продукт?”
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
· к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
· в каких источниках можно найти информацию;
· какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
· с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В течение года в старшей группе были реализованы следующие проекты:
• «Дары осени»
• «Вторая жизнь ненужных вещей»
• «Хочу быть здоровым!»
• «История моего родного края»
• «Огород на подоконнике»
Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности в различных формах.
- технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для себя что-то новое.
Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
• преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
• преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
• побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.
Для исследовательской деятельности могут быть использованы доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.
2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.
3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:
педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти воспитаннику;
педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребёнок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
на третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др.).
В групповом помещении старшей группы был создан центр для детского экспериментирования под названием «Наша лаборатория», в котором содержится природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, различные семена и плоды, кора деревьев, листья и т.д. А также сита и воронки разного размера и материала, пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл, бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т.п.), часы песочные, механические и т.д.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность
-информационно-коммуникативные технологии
В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышления, как обобщение, классификация.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы. Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем. Тестирующие программы могут быть использованы для психолого-педагогической оценки развития детей дошкольного возраста.
Эти современные технологии ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
Этими условиями, на мой взгляд, могут стать использование современных образовательных технологий и процесс обучения, в основе которого лежит интерактивное обучение Основная идея опыта: использование современных образовательных технологий и интерактивного обучения при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольника. Методологическую основу опыта составляет интерактивное обучение и личностно ориентированный подход к процессу познавательного развития, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия.