03-11-2024
Лариса Александровна Усачёва
учитель начальных классов
Новосибирск – олицетворение современной России. Крупный промышленный центр. Город - миллионник, который интенсивно развивается, превращаясь в одну из жемчужин Сибири. Город контрастов, где ультрасовременные бизнес-центры сочетаются с ветхими бараками прошлого века, промышленные предприятия и жилые массивы с первозданными лесами. Это прекрасное место для молодых семей, здесь можно найти достойную работу, подходящее по всем параметрам жилье и всю необходимую инфраструктуру. Но наряду с величием и уникальностью города спрятана и другая «сторона медали». Современная жизнь стремительна. Многое нужно узнать, сделать да и общая атмосфера современного общества напоминает длительный марафон. ... Ритм жизни в городе — это скоростное движение.
Каждый день из сводок МВД мы узнаём о различных дорожно- транспортных происшествиях, разбоях, пожарах, где очень часто страдают дети. Они получают травмы в знакомой обстановке, например, дома или возле дома. Зачастую получают травмы на дороге или во время игр на улице. Часто подобные несчастные случаи предотвратимы, можно избежать травм или даже смерть.
Так, за 7 месяцев 2024- года в городе зарегистрировано 144 дорожно –транспортных происшествий с участием детей, в которых 125 несовершеннолетний участник дорожного движения получил травмы различной степени тяжести. При этом из 144 дорожных происшествий в 39 случае установлена вина детей. За 7 месяцев 2023 года в городе Новосибирске зарегистрировано 157 дорожно-транспортных происшествия с участием детей , в которых 132 несовершеннолетних участников дорожного движения получили травмы различной степени тяжести (АППГ – 132). Доля ДТП с участием детей составила 15,2% от общего количества ДТП (АППГ-18,9%). Погибших несовершеннолетних не зарегистрировано. Исходя из анализа ДТП, следует: самый травмаопастный возраст несовершеннолетних участников ДТП от 7 до 13 лет, по дням недели факты ДДТТ чаще регистрировались в понедельник, среду и субботу по времени суток - с 12.00 до 20.00 часов. Не исключением является и МБОУ СОШ № 177. В результате того, что школа расположена вблизи пересечения двух улиц с повышенным транспортным движением, зачастую участниками дорожно-транспорных происшествий становятся учащиеся нашей школы. За период 2023-24 год , под колёсами оказались 2 ученика МБОУ СОШ №177
Рядом со зданием школы имеются неосвещенные участки. Многие дети уходят домой самостоятельно после второй смены. Неосвещенный участок, в темное время суток – это тоже опасность.
Очень часто маленькие жители города вынуждены решать самостоятельно вопросы самообслуживания у себя дома, пока родители на работе – пользование бытовой техникой, газовой или электроплитой.
Цель проекта: Совершенствование существующей в МБОУ СОШ №177 модели организации безопасности жизнедеятельности школьников на уровне начального общего образования
Задачи проекта:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования культуры безопасности младших школьников;
выявить инновационные формы и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста в процессе учебно-воспитательной работы;
создать на базе МБОУ СОШ№ отряда МЧС младших школьников.
разработать и провести для учащихся 1-4-х классов МБОУ СОШ№177 комплекс мероприятий, направленных на предотвращение аварий на дороге с участие младших школьников, пожарной безопасности, ситуаций, угрожающих жизни как на улице, так и дома, используя видеопрезентации, созданные участниками отряда МЧС младших школьников МБОУ СОШ№177.
создать методическое пособие по формированию культуры безопасности жизнедеятельности младших школьников на основании имеющихся материалов, включающую в себя средства контроля и оценки знаний по ПДД,ППБ.
3.Обоснование актуальности проекта
В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. Возникает необходимость поиска механизма для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, дома. Нужно прививать детям навыки поведения в опасных ситуациях. Учить избегать их и тем более не создавать специально.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Плану внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Согласно последним изменениям, которые внесены во ФГОС, утвержденным приказом Министерства Образования и науки «План внеурочной деятельности школы является организационным механизмом реализации Основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности».
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности младших школьников осуществляется во внеурочное время по программе «Азбука безопасности». Из учащихся 1Д и 3Д классов организован отряд МЧС.
Новизна данного проекта в том, что он решает сразу несколько педагогических задач:
направлен на решение внеурочной занятости обучающихся
ориентирован на формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей от 7 до 11 лет,
имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность,
это хорошая возможность не только для решения формирования культуры безопасности, но и для организации межличностных отношений между обучающимися.
4.Готовность к реализации проекта
Проект будет реализовываться через следующие механизмы:
мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию учащихся;
информационно-образовательные, направленные на повышение информированности участников проекта;
организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта из учащихся 1-х-4-х классов;
рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.
Проект будет реализован с привлечением социальных партнеров – родителей, приглашенных участников взаимодействия. Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов - участников образовательной деятельности: педагогического коллектива, медицинские работники, семьи, Школьного музея «История школы», библиотеки Дзержинского района и города Новосибирска, краеведческого музея города Новосибирска, МАУ ДО Детский автогородок в Новосибирске, родителей учащихся, работающих в МВД, пожарной охране.
5.Этапы, содержание и методы реализации проекта
Подготовительный этап (сентябрь 2024 – ноябрь 2024уч.год)
Постановка цели. Определение задач.
Подбор литературы. Изучение правовых актов.
Определение формы и содержания работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Подбор и проведение диагностики об уровне способностей младших школьников сориентироваться и защитить себя в нестандартной для них обстановке.
Основной (практический) этап (декабрь 2024 года –январь 2024 года)
Реализация проекта проходит через следующие формы работы:
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности»
Уроки безопасности в МАУ ДО Детский автогородок
Проектная деятельность
Развитие творческих способностей учащихся( конкурсы рисунков,стихов, плакатов, выход агитбригады)
Пропаганда и агитация ( проведение Недели безопасности, операция «Внимание – дети!», создание видеопрезентаций «Огонь-друг,огонь-враг», «Один дома»)
Сотрудничество с МДОУ № 373 «Скворушка»
Инновационность данного проекта в том, что наряду с традиционными формами работы по формированию культуры жизнедеятельности младших школьников, применяются современные компьютерные технологии, дающие возможность детям самостоятельно создавать обучающие мультфильмы по теме безопасности в различных, доступных для детей, программах.
Занятия проходят в игровой форме, на которых решаются очень важные задачи: играя, у ребят появляется возможность решать предметные задачи; через деловую и стратегическую игру научиться разрабатывать свою стратегию поведения и проявить деловые качества.
Работая в разновозрастных группах, ребята учатся общаться, слушать и «слышать» друг друга, уважать мнение своего партнера по игре, даже если он на два или три года моложе.
Заключительный этап (контрольно-оценочный) (февраль-май 2025 г.)
Основное содержание работы связано с оценкой реализации проекта. На данном этапе проводится мониторинг проекта, определяются перспективы работы, распространяется опыт по данной теме. Сравнение ожидаемого и полученного определение результатов дальнейших перспектив в работе, применение в педагогической практике.Практическая значимость ожидаемых результатов заключается в том, что совершенствование существующей в МБОУ СОШ №177 модели организации безопасности жизнедеятельности школьников на уровне начального общего образования даст возможность учащимся начальной школы сформировать культуру безопасности, поможет решить внеурочную занятость,построенная модель будет направлена на создание условий для успешной проектной деятельности обучающихся, формирования их проектных компетенций. Вовлечение педагогов в единую систему организации проектной деятельности будет способствовать их профессиональному росту.