Опубликованные материалы

«Воспитание патриотизма на уроках истории в системе среднего профессионального образования»

10-11-2024

Лопарева Татьяна Валерьевна

 

 преподаватель истории ОИВТ (филиал) ФГБОУ ВО СГУВТ СП СПО г. Омск

«Воспитание патриотизма на уроках истории в системе среднего профессионального образования»

Патриотическое воспитание студентов имеет важную роль в определении самосознания. Предметы гуманитарного цикла общеобразовательных дисциплин такие как «литература», «обществознание», «история» способствуют воспитанию патриотизма, чувства глубокой ответственности за свою Родину. Воспитание патриотизма, гражданственности в современном обществе определяется следующими основными причинами:
- социум, оказывающий негативное воздействие на сознание и чувства молодого поколения;
- практическое разрушение традиционных ценностей, преемственности поколений;
- обострением общественных противоречий в обществе.
В патриотическом воспитании студентов важнейшую роль играет предмет "История", который включен в федеральный компонент и является обязательным для всех, без исключения, студентов независимо от специальности.
Патриотизм и гражданственность, как базовая конструкция национального сознания граждан России и неотъемлемая часть национальной политики, вновь стали актуальными в концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, принятой в 2003 году, в документах совещания представителей российских властей и общественности по воспитанию молодежной этики и патриотизма, которое состоялось в Краснодаре в октябре 2012 года. Президент Российской Федерации В. Путин подписал указ о совершенствовании национальной политики в области патриотического воспитания и учредил отдел общественных проектов при президенте. В.Путин называет патриотизм национальной философией России.
Любовь к своей родине, народу, культуре, обычаям и традициям основана на истинном, правдивом и объективном взгляде на собственную историю. На каждом уроке мы должны упорно трудиться, чтобы привить нашим обучающимся интерес к истории - не просто как к научной и академической дисциплине, но и как к всепроникающему и окружающему нас началу. Показать, что история это то, что рядом с нами и вокруг нас, в домах, в которых мы живем, в названиях улиц, площадей, городов, в предметах быта, в людях, в прошлом опыте, сейчас и в будущем.
На занятиях по истории для воспитания патриотизма у учащихся могут быть использованы следующие формы и методы:
• Визуальные источники - картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации и т.д. Это создает визуальный образ, является основой для исследовательских материалов и дает студентам новые исторические знания. В то же время они выполняют функцию обновления знаний, объяснения новых материалов, формирования эмоций в процессе обучения и воспитательных элементов.
Когда преподаватель привлекает студентов к выступлению с докладами, экскурсиям, разбору географических карт и графических изображений для изучения конкретной исторической темы, он не только способствует развитию предметных способностей, но и формирует социально значимые навыки, развивает творческие способности учащихся и создает для них ситуации успеха.
В этом случае важен выбор источника, это должен быть доступный и яркий контент, эмоции, соответствующие поставленным целям, проблематике вопроса
• . Исторические документы: указы, законы, распоряжения, декреты, контракты, исторические рассказы, сказания, легенды и т.д., которые возвращают нас в историческую эпоху, когда они были написаны и приняты.
Исторические документы и материалы являются основой для развития познавательной деятельности учащихся, а также основой для передачи исторической памяти и информации из поколения в поколение. Их обучающее влияние достигается не только за счет содержания, но и за счет экспрессии и эмоциональных характеристик. Внимательное чтение и анализ документов и материалов учит студентов самостоятельно мыслить, рассуждать и выделять характеристики конкретных исторических периодов. В то же время самостоятельная работа с документами и материалами требует от студентов критического понимания информации, развития исследовательских навыков, творческого поиска и сравнения данных с другими источниками. Все это не может не усилить образовательную функцию истории в условиях информационной войны и острых проблем фальсификации российской истории.
• Техника "вживания в образ", когда ученик пытается поставить себя на место конкретного героя, имеющего роль в историческом событии, согласно заданию учителя и методической помощи. Например, вы можете написать письмо другу в восемнадцатый век, соответствуя стилям, терминам и концепциям, принятым в то время. И на настоящем уроке эти буквы можно зачитать вслух, и вы даже можете устроить небольшую историческую сцену.
• Использование видео-контента, когда по ходу демонстрируются наиболее яркие фрагменты исторических событий, Эта форма преподавания оказывает большое воспитательное влияние.
Для того чтобы познакомиться с историческими личностями, можно использовать такие приемы, как озвучивание кадров "немого кино". В то же время студенты самостоятельно изучают эту тему заранее. При просмотре кадра фильма звук отключается в самой эмоциональной и важной части сюжета фильма. Затем учащиеся должны представить и воспроизвести то, что говорят герои фильма. Это дает возможность эмоционально представить себе роль и ситуацию, в которой оказывается герой, и посочувствовать тому, что с ним происходит.
• Написание и защита сочинения (эссе), когда студенты выбирают конкретную тему, проводят всестороннее исследование по ней и пишут исследовательскую работу, а затем используют презентацию для защиты. В будущем студенты могут выступать на эту тему на конференциях, участвовать в студенческих конкурсах научных работ и т.д. Этот вид работы оставляет самое сильное впечатление на студентов. Учащиеся также могут участвовать в краеведческой работе и собирать материалы о героях, ветеранах войны, их родственниках и соотечественниках. Студенты будут разбираться в событиях войны, подвигах солдат и поставят себя на место молодого человека, который, к примеру, добровольно ушел на передовую после школы или со студенческой скамьи.
• Краеведческая работа, приглашайте ветеранов, интересных людей. Заинтересованным студентам даются конкретные задания по сбору материалов об известных преподавателях, ветеранах войны и труда. На основе собранных материалов публикуются плакаты, статьи.
• Работа в форме дебатов, круглых столов и т.д. - Эти формы могут быть успешно использованы на занятиях для патриотического воспитания учащихся. Например, студентам нравится такой вид работы, как написание и решение головоломок на различные исторические темы и личностей. Такое задание дается после рассмотрения конкретной темы формы внеклассной самостоятельной работы студента, а затем анализа этого задания на практическом занятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэтому практика преподавательской работы показывает, что невозможно отделить обучение от воспитания и воспитание от обучения. Учебная дисциплина "История" играет важную роль в патриотическом воспитании студентов. Знания молодого человека об истории своей страны, великих политических деятелях, великих достижениях народа, сложных событиях и невероятных усилиях наших предков по защите и обороноспособности Родины, строительству и развитию страны.

Поиск