11-01-2023
Надежда Юрьевна Пургина
МАОУ Троицкая СОШ
«Афганистан болит в моей душе…»
Литературно-музыкальная композиция для старшеклассников
(9 – 11 классы)
Подготовка мероприятия:
1. Записываем минусовые фонограммы песен И. Демарина «Афганский вальс» и И. Талькова «Я вернусь».
2. 2. Рисуем плакат, символизирующий войну в Афганистане.
3. Записываем музыкальные отрывки музыки востока, «Лунной сонаты» Бетховена и колокольного звона.
Содержание:
Сцена 1. (Занавес закрыт, на занавесе плакат, символизирующий войну в Афганистане. Луч прожектора направлен на плакат. Метроном отстукивает ритм, похожий на стук сердца. В микрофон ведущий за занавесом читает: )
Войны всегда приходят неожиданно. В 1987 году в Афганистане произошёл переворот, началась гражданская война. Афганские лидеры обратились к СССР за военной помощью. И в декабре 1979 года без специального объявления спецчасти КГБ захватили дворец президента Афганистана Амина. Сам Амин был убит. Началось девятилетнее кровопролитие. В этой необъявленной войне погибло более 15 тысяч советских солдат, 50 тысяч были ранены, более 300 тысяч пропали без вести или попали в плен. В мае 1988 года начался вывод советских войск с афганской территории. Он завершился в феврале 1989 года.
Всем, выжившим и не выжившим в этой страшной войне, посвящается.
Сцена 2. (Занавес открывается, звучит восточная музыка. На сцене четверо юношей в десантной форме на фоне музыки читают:
1.Дымятся горы, песок калёный под шестьдесят,
Колонну русских в ущелье духи опять бомбят.
Горят машины, визжат осколки, как ураган,
Там реки крови, - вот что такое Афганистан.
2. Вертушки взмыли, уже стремятся в реальный ад,
Спешит на помощь своей разведке лихой десант.
И жизнь подводит свой итог:
Погиб, но честь свою сберёг,
С разведкой вместе в землю лёг десантный полк.
3. закат кровавый как избавленье на землю лёг.
И в клочья рваный в вертушки грузят десантный полк.
Пятьсот мальчишек легли, спасая чужой Шинданд.
Им жить и жить бы!.. Вот что такое Афганистан.
4. На минном поле два бэтээра в огне горят,
А надо было пакет доставить в Джал-Алабад.
Шестнадцать лучших живьём сгорели за сто минут.
А дома плачут, а дома верят и писем ждут.
Сцена 3. (На сцене интерьер городской квартиры. Выходит девушка в белом платье, зажигает свечу, прижимает к груди армейское письмо, танцует, инсценируя песню «Афганский вальс». Может петь сама, можно под фонограмму с другим голосом.)
1. куплет. Пламя свечи осветило несмело
Тесную комнату в центре столицы.
Девочка белое платье надела
И перед зеркалом стала кружиться.
Вальса легки и прекрасны движенья,
Так же ты с ним танцевала когда-то.
Что же теперь своему отраженью
Шепчешь, Офелия восьмидесятых?
Припев: Белый танец, белый танец,
Как же это так нечестно.
Где ты, русский мой афганец?
Ждёт тебя твоя невеста.
Возвращайся, возвращайся от обугленной границы,
Не могу я в русском вальсе со своей бедой кружиться.
2. куплет. Белое платье белело напрасно.
Краски смешались в горящей долине.
Бинт перевязочный – белое с красным,
Белое с пепельным – солнце в пустыни.
Крики невест, во вздохи проклятья
Вдруг превратились так просто и страшно.
Будьте вы прокляты, белые платья,
Белые флаги надежды вчерашней.
(и ещё раз припев)
Сцена 4. (гаснет свет, луч на плакат на занавесе, тикает метроном,
Ведущий за занавесом читает:)
Замер ключ внезапно на последней точке.
Смерть вонзилась в сердце пулемётной строчкой.
В онемевших пальцах – ложе автомата,
И звучит в эфире: «Где ты, ноль двадцатый?»
А в глазах угасших неба синь и звёзды…
Дома мать заплачет, прислонясь к берёзке.
«Где ты, ноль двадцатый?» - тишина в эфире,
Словно всё убито в этом лунном мире,
Словно все оглохли в пламени и дыме,
Пали под Баграмом вечно молодыми.
Вечно молодыми в бронзе обелисков
Встали над планетой русские мальчишки.
Сцена 5. (Звучит «Лунная соната», на фоне музыки из глубины сцены в луче света выходят по очереди юноши, инсценируя погибших солдат. Прочитав текст, каждый остаётся на сцене. Таким образом у края сцены образуется шеренга из шести человек.) (Все имена, фамилии, географические названия вымышленные, совпадения случайны).
1. Я – Сергей Аксёнов из села, что в Новосибирской области. После окончания Читинского танкового училища попал а Афганистан. Прослужил почти два года командиром танкового подразделения. Участвовал в 23-х сражениях. Награждён орденом Красной звезды. Посмертно. Погиб в танковом сражении под Кандагаром за три дня до дембеля.
2. Я – Павел Данилов, уроженец Смоленской области, служил в автобате. Был водителем «КамАЗа». В Афганистане воевал три недели. Нашу колонну, шедшую в Баграм с топливом и боеприпасами, разбомбили духи за 15 минут. Из шестидесяти человек не выжил никто. Я погиб в день своего рождения 18 апреля. Мне исполнилось 19 лет.
3. Я - Игорь Ельцов, из посёлка Амшаны Челябинской области. Отслужил в разведке полтора года. В июле попал в плен к моджахедам. Сначала резали, жгли, кололи, потом ломали пальцы рук и выворачивали суставы. В конце концов распяли на кресте.
4. Я – Андрей Широкалов, уроженец Рязани, командир отряда быстрого реагирования ВДВ. В мясорубке под Шиндандом раненый тремя осколками гранаты вытаскивал ребят из горящего БТРа. Спас четверых. Сам от полученных травм скончался в госпитале Кабула.
5. Я – Вадим Зимин, уроженец Благовещенска, был пилотом вертолёта. Проводил разведку 16 квадрата, был сбит, вертолёт упал в пески. Штурман погиб ещё в небе, я был ранен в грудь и ноги. Умер на третий день после падения от кровопотери и обезвоживания.
6. Я – Дмитрий Вологжанин, уроженец Астраханской области. В Афгане был сапёром. Подорвался на противотанковой мине, прокладывая путь прорывавшимся из окружения разведчикам.
Сцена 6. (Включается свет. Ведущий под метроном из-за занавеса в микрофон читает: )
На жизнь я мирную гляжу,
Но в ней себя не нахожу,
Во мне зловещий гул войны ещё не смолк.
Вот мы с тобой остались жить,
Но в выжженной земле лежит
Наш захлебнувшийся в крови десантный полк.
(Звучит фонограмма песни «Я вернусь». Юноши речитативом, в стиле рэп, исполняют песню.)
1. Я мечтаю вернуться с войны,
На которой родился и рос,
На руинах нищей страны,
Под дождями из слёз.
2. Но не предан земле тиран,
Объявивший войну стране.
И не видно конца и края этой войне.
3. А когда затихают бои,
На привале, а не в строю,
Я о мире и о любви
Сочиняю и пою.
4. Облегчённо вздыхают враги,
А друзья говорят: «Устал».
Ошибаются те и другие, - это привал.
5. Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Быть может, через сто веков
В страну не дураков, а гениев.
6. И поверженный в бою,
Я воскресну и спою
На первом дне рождения
Страны, вернувшейся с войны.
Сцена 7. На сцене гаснет свет. Юноши клином углубляются в глубь сцены. Луч света падает на центр клина .звучат поминальные колокола. Из центра ко краю идёт девушка (ученица, танцевавшая «Афганский вальс») в белом платье и чёрном платке. В руках икона Богородицы и зажжённая свеча. На краю сцены встаёт на колени, простирая руки со свечой в немой мольбе к небу.