Опубликованные материалы

Презентация открытого урока по литературному чтению в 4 классе «С.А. Есенин стихотворение «Лебёдушка»

28-10-2024

Хубазова Зара Ахметгириевна

 

 учитель начальных классов МКОУ "Могилевская СОШЩ им.Н.У.Азизова"

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе «С.А. Есенин стихотворение «Лебёдушка»
Учитель: Хубазова Зара Ахметгиреевна
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
УМК «Школа России», Литературное чтение: 4 класс, автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие.


Тема урока: «С.А. Есенин стихотворение «Лебёдушка»

1. Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
2. Задачи урока:
1.Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина; 2.Формирование навыков выразительного чтения; 3.Помочь осознать смысл стихотворения.
3. Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование средствами литературных произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы,
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Метапредметные результаты:
Познавательные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Регулятивные: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации о книгах.
Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
Предметные результаты: понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение. 4. Используемые технологии: технология развития критического мышления
5. Методы и приемы: информационный, объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый, метод продуктивного чтения.
6. Тип урока: комбинированный урок.
7. Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
8. Оборудование: компьютер, экран, проектор, текст для чтения ( учебник «Литературное чтение», 4 класс автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и другие)
Ход урока
I. Актуализация и мотивация
1. Артикулляционная гимнастика
А) чтение блоков
Тпы-тпи тпу-тпю
Тпа- тпя пте-тпе
Б) чтение слов : пот, плот, плотник, пилот, полёт, пешеход, топот, поток, потолок
В) чтение стихотворения
Страна моя, страна родная,
Краса земли, её весна,
Тты вся от края и докрая-
Вперед и ввысь устремлена

2. Я представляю вам ряд портретов (Есенин, Пушкин, Шишкин)
- Чей портрет бы вы исключили и почему? (портрет Шишкина, т.к. он художник)
- Что объединяет Есенина и Пушкина? (поэты, писали стихи о природе)
- О ком из них было написано, что он «певец родных русских просторов»? (о Есенине) - Так о творчестве какого поэта сегодня на уроке будем говорить? (о творчестве Есенина).

3. А сейчас вспомним названия стихотворений.

Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит
Соловей не поёт,
И дергач не кричит. (Ночь)
На пушистых ветках
Снежною каймою
Распустились кисти
Белой бахромою. (Берёза)
Поёт зима – аукает
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (Воробышки)

Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре. (Черёмуха)

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!» («Задремали звёзды золотые…»)

! Давайте вспомним биографию Сергея Есенина -( Славая и Сережа рассказывают биографию Есенина) Конец:
- В своей автобиографии Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины.
Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живёт своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелёк. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живёт в одном мире одухотворённой таинственной жизнью.

II. Введение в систему новых знаний.
1. Откройте учебник. Прочитайте название стихотворения.
Предположите, о ком будет идти речь?
Какие цели поставите на уроке?
Цели:
1. Научиться выразительно читать стих;
2. Находить в нём красивые, интересные слова;
3. Узнать почему Есенин написал это стихотворение.
Что интересного вы знаете о лебедях?
Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.
- А сейчас послушайте отрывок из произведения, который прочитает ИРА.
- Кто автор? (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
- Как называется произведение? (Приёмыш)
- О ком это произведение? (о лебеде)
- Какой показана птица в рассказе? (красивая, гордая, умная)

! Давайте вспомним, из каких частей состоит любое произведение? Зачин, завязка, кульминация, развязка.

2. Прослушивание стихотворения «Лебёдушка»

Какое настроение, чувство вызвало у вас это стихотворение? (чувство грусти, печали)
- Кто главные герои этого стихотворения? (орёл и лебёдушка)

3. Словарная работа
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах.
4. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

5. Выборочное чтение
Что такое строфа? (4 ритмичных строчки)
Меняется ли настроение этого стихотворения?
I парта – радостное 1-14
II парта – тревожное 15-23
III парта – печальное 24-28

III. Закрепление нового материала 1. Беседа по содержанию
- Куда повела своих детушек лебёдушка?
- Как вела себя лебёдушка на лугу?
- Какое слово использовал Есенин? (дозорила)
Как настоящий солдат в дозоре охраняла, оглядывала округу, созывала детей при малейшей опасности.

Поиск