Опубликованные материалы

«Использование метода визуальной поддержки с обучающими РАС"

20-03-2024

Юлия Петровна Ватуева

 

 МОБУ СОШ "ЦО"Кудрово", г.Кудрово, Ленинградская область

Использование метода визуальной поддержки с обучающимися РАС

Визуальная поддержка — это использование зрительных стимулов (картинок, надписей, пиктограмм и т.п.) для улучшения восприятия, запоминания и понимания информации
Визуальная поддержка для детей с РАС — способ предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
В качестве визуальной поддержки мы используем фотографии, рисунки, трехмерные предметы, написанные слова или письменные списки. Исследования показали очень высокую эффективность визуальной поддержки при расстройствах аутистического спектра.
Визуальной способ предъявления информации:
— помогает концентрировать и удерживать внимание;
— предоставляет информацию в форме, в которой дети с разными особенностями могут легко и быстро ее понять;
— поясняет вербальную информацию;
— дает возможность объяснять ребенку абстрактные понятия, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения;
— помогает при смене занятий или местоположения.
В работе с детьми с РАС зрительная поддержка помогает как педагогам, так и специалистам:
— тратить меньше времени на повторение требований и инструкций;
— снижать необходимую для ребенка степень помощи;
— быть более последовательным в процессе обучения и использовании языка для вербальных инструкций;
— заранее планировать изменения или облегчать их принятие детьми с РАС.
Можно выделить несколько видов визуальной поддержки: расписание дня, расписание занятия, планшет «Сначала-Потом», визуальные подсказки, социальные истории, визуальные схемы, визуальные правила и инструкции. Наглядный материал, использующийся при разработке визуальной поддержки, представляет собой: фотографии, линейные рисунки, компьютерные изображения, картинки из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и короткие письменные тексты.
Используемый наглядный материал выбирается в соответствии с интеллектуальным развитием ребенка и особенностями его восприятия.

Визуальное расписание — система, использование которой позволяет ребенку четко выделить последовательность происходящих событий. Структура данной системы предполагает гибкость и возможность внесения изменений под влиянием различных факторов. На зрительном расписании можно наглядно отобразить действия в различные промежутки времени: часть дня, весь день. Различают следующие типы расписаний: функциональный объект, презентация объекта, изображение, фото, слово, фраза. Расписание для каждого ребенка с РАС разрабатывается индивидуально. Детей необходимо обучать использованию визуального расписания, а затем его применять постоянно.
Использование визуального расписания помогает: развивать гибкость, увеличивать независимость в разных ситуациях, помогает генерализации навыков, обеспечивает предсказуемость, и, следовательно, помогает детям с РАС справляться с тревогой.
Планшет «Сначала-Потом» -простейшее расписание, состоящее из двух граф с подписями «сначала» и «потом», под которыми располагаются два события: действие, которое необходимо выполнить сначала, и поощрение, которое можно получить после выполнения действия.
Визуальные подсказки показывают шаги или дают указания на то, что ребенок будет делать в рамках определенного занятия. Использование данного инструмента визуальной поддержки позволяет ребенку видеть следующие шаги выполнения конкретной деятельности или действий. Визуальные подсказки могут быть: визуализацией времени, границей для хранения обиходно-бытовых и игровых предметов, схемой последовательности мытья рук, чистки зубов, посещения туалета.
Визуальное структурирование — организация окружающих предметов таким образом, что ребенок понимает, чего вы ожидаете от него в данном месте.
Основные компоненты визуальной структуры:
— Визуальная организация показывает то, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (например, в контейнерах).
— Визуальная четкость привлекает внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание).
— Визуальные инструкции подсказывают, с чего начать, последовательность действий и шагов по выполнению.
Социальные истории — короткие рассказы, представляющие наглядно и в позитивной форме способы коммуникации и социального взаимодействия, а также опосредованно, через рассказы, обучающие поведенческим навыкам. Применение социальных историй помогает проявлению и закреплению желательного поведения, улучшению навыков социального взаимодействия (например, делиться, соблюдать очередность), развитию коммуникативных навыков (например, просить того, что хочешь, говорить о чувствах). Социальные истории могут представлять собой индивидуально написанные истории с использованием наглядности, с изображениями или реальными фотографиями, где описывается ситуация и правильные способы действий в этой ситуации.
Жетонные системы —  системы подкрепления награждением жетонами, которые в последствии можно обменять на вещи, предметы или привилегии.
Таким образом, визуальная поддержка как элемент организованной среды для обучающихся имеющих расстройства аутистического спектра, активно применяется всеми специалистами сопровождения, и помогает развитию детей, поддерживает их уверенность в себе и более быструю социальную адаптацию.

Литература
Коэн М., Герхардт П. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – 2018.
Загуменная О. В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. – 2017.
Как использовать визуальную поддержку при аутизме. Рекомендации родителям детей с РАС по применению визуальной поддержки. –Источник: https://www.autismspeaks.org/

Поиск