Опубликованные материалы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №33"

10-04-2024

Татьяна Геннадиевна Белушкина

 

 Учитель начальных классов

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас умения логически мыслить. Логика, как способность мыслить и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес-задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине. [34,30]
Л. Ю. Огерчук дает следующее определение: «Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями, или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности». [16,18] [24,23] Она считает, что суть развития логического мышления заключается в овладении всей системой операций по обработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета операций по выявлению этой информации, ее сопоставлению и соотнесению с действиями.
К началу младшего школьного возраста умственное развитие ребенка достигает довольно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли долгий путь развития. Различные когнитивные процессы, обеспечивающие разнообразную деятельность ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему, каждый из которых связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении всего детства: в разные периоды один из процессов приобретает ведущее значение для общего психического развития. [9,53]
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление оказывает большое влияние на развитие всех психических процессов.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс основан на восприятии, представлении или концепции, существует три основных типа мышления:
1. Предметно- действенное (наглядно- действенное).
2. Наглядно- образное.
3. Абстрактное (словесно- логическое).
Предметно - действенное мышление - это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление - это мышление, основанное на восприятии или представлении (типично для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление позволяет решать задачи в непосредственно заданном наглядном поле. Далее происходит переход к словесно-логическому мышлению - это мышление понятиями, лишенными прямой ясности, присущей восприятию и представлению. Содержание этого мышления — это понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и взаимосвязь между ними. Оно задается содержанием ведущей учебной деятельности. [33,329]
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно в младшем школьном возрасте. В начале этого возрастного периода доминирует наглядно-образное мышление, поэтому, если в течение первых двух лет обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такой деятельности уменьшается. По мере того как обучающийся осваивает учебную деятельность и осваивает основы научных знаний, ученик постепенно привязывается к системе научных понятий, его умственные операции становятся все менее и менее связанными с конкретными практическими действиями или визуальной поддержкой. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на визуальные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и взаимосвязи. Во время обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать "в уме" и анализировать процесс собственных рассуждений. У ребенка развивается логически правильное мышление: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. [9,253]
Младшие школьники, в результате учебы в школе, когда необходимо регулярно и в обязательном порядке выполнять задачи, учатся контролировать свое мышление, думать, когда это необходимо.
Во многом формированию такого произвольного, контролируемого мышления способствуют задачи учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. [33,329]
При общении в начальной школе у детей развивается сознательное критическое мышление. Это связано с тем, что на занятиях обсуждаются методы решения задач, рассматриваются различные решения, учитель постоянно просит учащихся обосновать, рассказать, доказать правильность своего суждения. Ученик регулярно входит в систему, когда ему нужно рассуждать, сравнивать различные суждения и делать выводы. [10,45]
А. Н. Леонтьев считает, что «способность логического мышления может быть только результатом овладения логикой, этим объективным продуктом общественной практики человечества. У человека, живущего с раннего детства вне соприкосновения с объективными формами, в которых воплощена человеческая логика, и вне общения с людьми процессы логического мышления не могут сформироваться, хотя бы он встречался бесчисленное число раз с такими проблемными ситуациями, приспособление к которым требует формирования как раз этой способности».
Роль логических знаний и умений в теории и практике обучения, в частности в математике, А. А. Столяр определял в двух аспектах: [15,23] [28,384]
1) усвоение общелогических приемов является необходимым условием формирования и развития познавательной деятельности;
2) разработанный в рамках математической логики язык и некоторые общие понятия (высказывания, предикаты, логические операции и т. д.) способствуют раскрытию структуры и более глубокому пониманию материала.
В нашем исследовании под логическим мышлением мы будем понимать способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить:
1) простые логические действия — анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) составные логические операции — построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение как построение рассуждения;
3) использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.
Очевидно, что простые логические действия в какой-то степени могут развиваться у ребенка спонтанно, в процессе правильно организованного обучения (т.е. такого обучения, которое направлено на стимулирование и развитие этих простых логических действий), но сложные логические операции, особенно следующие определенным логическим схемам, являются результатом специального целенаправленного обучения.
Таким образом, логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребёнка, проходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребёнок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путём ряд конкретных, наглядных задач. Осваивая речь, он приобретает возможность формулировать задачу, задавая вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребёнок овладевает понятиями и рядом умственных действий. Эти возможности должен использовать учитель, обучая детей с первого дня их работы в школе различным мыслительным операциям, через уровень развития которых может оцениваться уровень логического мышления.

Поиск