01-08-2024
Снежана Куприянова
преподаватель
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ АРХИТЕКТОРОВ
Информационное общество в условиях динамично меняющегося мира с его сложным, высокотехнологичным производством и развитой инфраструктурой, предъявляет качественно новые требования к подготовке специалистов. Перед образованием ставится ряд принципиально новых задач, среди которых необходимость повышения качества, создание оптимальных образовательных систем.
Целесообразность применения таких технологий в высшей школе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность
Компьютерные технологии предоставляют для образовательного процесса следующие возможности:
• рациональная организация познавательной деятельности;
• активизация процесса обучения и вовлечение в него всех студентов;
• более эффективное использование всех видов чувственного восприятия обучающихся;
• обретение и закрепление профессиональных навыков;
• повышение уровня самообразования, мотивации учебной деятельности;
• обеспечение большим количеством знаний;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей;
• использование различных источников информации;
• получение доступа в единое мировое информационное пространство
Компьютер оказывает исключительно большое влияние на все аспекты учебного процесса: и на содержание учебного материала, и на методы обучения, и на используемые учебные задачи, и на мотивацию студентов. С появлением новых информационных технологий и компьютерной графики традиционный взгляд на подготовку будущего архитектора требует существенной переоценки и уточнения.
Эффективное использование информационно-компьютерных технологий, реализация их дидактических возможностей является необъемлемой частью подготовки будущих архитекторов в Оренбургском государственном университете (ОГУ). Преподаватели и студенты вуза активно используют цифровые технологии, ценя их за скорость оформления работ, многовариантность подачи, экономию времени, за автоматизацию этапов проектного поиска и получение новых возможностей формообразования.
Формирование информационной культуры будущих архитекторов – поэтапный процесс, предусматривающий систему определенных видов деятельности, выполнение которых мотивирует студентов к освоению новых знаний и умений. Студенты, в процессе овладения историей мирового искусства и архитектуры, готовятся к практическим занятиям по электронным учебным пособиям, размещенным в глобальной сети на веб-страничках библиотеки ОГУ, делают свои презентации (офисный редактор Microsoft Office), активно используя ресурсы Интернета с различными источниками информации по культуре.
Основа профессиональной компетентности архитектора – готовность к проектной деятельности, поскольку смысл его работы состоит в создании социально-производственной системы, которая реализует потребности общества в организации пространственной среды жизнедеятельности. Многие проекты XXI века создаются исключительно при помощи компьютерной техники, поэтому для продуктивной деятельности архитектора в современном информационном мире нужна фундаментальная базовая компьютерно графическая подготовка.
И такую подготовку студенты получают при изучении дисциплины
«Компьютерная графика», изучая графические программы: CorelDraw.
Построение объемно-пространственной модели объекта, полученной путем преобразования реального строительного объекта в информационную трехмерную модель, является в Оренбургском государственном университете одним из важных направлений в подготовке студентов-архитекторов. Компьютерному моделированию в последние годы в вузе стали уделять значительно большее внимание, осознавая значимость информационных технологий в профессиональной подготовке архитекторов.
Будущие архитекторы изучают многофункциональный пакет автоматизированного проектирования ArchiCAD, программы для фотореалистичной визуализации Artlantis Studio, системы рендеринга V-Ray, Corona Renderer, приобретают опыт применения навыка взаимодействия с компьютерными информационными системами:
• двухмерных изображений (Adobe PhotoShop, Corel Graphics Suite);
• трехмерных архитектурных объектов (SketchUp, Autodesk 3ds Max, ArchiCAD, AutoCAD, Lumion 3d);
• разработками мультимедийных продуктов (Photodex ProShow
Producer).
Методика формирования информационной культуры предполагает широкое использование элементов проектного и проблемного обучения на занятиях, повышение роли самостоятельности, организации исследовательской деятельности студентов, что усиливает целенаправленное формирование интеллектуально-творческих (вариативности, гипотетичности и импровизации) и эмоционально-волевых способностей студентов.
Рассматривая информационные технологии как инструмент обучения, мы определили, что проектирование и внедрение в учебный процесс информационных средств обучения стимулируют мотивированность, обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов с широким научным образованием, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Использование таких средств обучения ориентирует обучающихся на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности
Применение информационно-компьютерных технологий обучения в системе высшего образования не предполагает отказа от практического опыта, который накоплен веками в традиционной педагогической теории. Важно учесть, что информационные технологии служат не столько для передачи знаний, умений, навыков, культуры, традиций, форм и методов обучении, сколько для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения, профессионального становления личности обучаемых
На сегодняшний день совершенно очевидно, что компьютерная графика неумолимо занимает главенствующее положение в проектировании как более технологичная по сравнению с ручной графикой. Однако ручной этап работы в курсовом архитектурном проектировании сохраняет профессиональную – творческую – суть архитектора, поэтому в архитектурном проектировании на разных этапах могут использоваться и ручная и компьютерная графика, главное, чтобы идея архитектора нашла свое достойное воплощение
На современном этапе развития общества, в эпоху глобальной информатизации, игнорировать компьютерные технологии, намеренно преуменьшать их значение в системе образования невозможно. Главное помнить, что компьютерные технологии - это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого педагога. Ведь только мастерство преподавателя способно найти золотую середину в использовании компьютерных технологий на занятии, чтобы полюсы не превратились в минусы