28-08-2024
Военкова Татьяна Сергеевна
педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Детско-юношеский центр" Юргинский муниципальный округ
Патриотическое воспитание на занятиях ДПИ
Мы сейчас живем в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: Философские, нравственные, эстетические. Меняются идеалы, дети смотрят западные фильмы.
Очень примечателен тот факт, что сейчас в современной России переходят к укреплению государственности, возрождению культурных и патриотических традиций. Большое внимание будет уделяться патриотическому воспитанию школьников, признанию огромного воспитательного значения народного искусства, для определенной культуры восприятия материального мира, духовного возрождения нации.
Воздействие на учащихся осуществляется с помощью использования как наглядных пособий изделий ДПИ, репродукций картин известных художников, фотографий, фильмов, музыки. Очень важно создание на занятиях атмосферы творчества для проникновения всех этих ценностей сознание и чувства учащихся.
Детско-юношеский центр – удивительный мир, в его стенах возрождаются былые традиции, тесно соединяя настоящее и прошлое Росси. Приоткрывается завеса чуть было не утраченных секретов отечественного рукотворчества. Исстари рождала земля мастеровых людей, тонко чувствующих прекрасное. За стенами иной обители, неказистой избы, далекой войлочной юрты рождались творения, в которых идеал добродетелей и духовности находил свое выражение в произведениях неописуемой красоты. Эти работы отличались безупречным вкусом и профессионализмом высочайшего уровня, становились реликвиями и передавались по наследству. Такое учреждение, как ДЮЦ, решает не простую задачу сохранения и воспитания рукодельниц.
Внутренний мир каждой женщины, девушки, девочки неповторим, натура тонка, лирична, склонна к образному восприятию мира. Недаром женское образование дореволюционной России определялось, прежде всего, гуманитарным характером. Занятие рукоделием считалось признаком хорошего тона.
С целью патриотического, трудового, нравственного воспитания детей на занятиях можно использовать темы о историческом прошлом родины Великой Отечественной войны, русских народных сказок, былин, сказаний, на тему современной жизни. Усилия должны направляться на формирование самостоятельности выбирать сюжеты. Работа над декоративными панно, росписью платков, пасхальными яйцами, национальными куклами, сувенирами – мощное средство эстетического, трудового и патриотического воспитания.
Изучения различных видов народных промыслов современного декоративно – прикладного искусства, используемые материалы, расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к труду взрослых, помогают прививать любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, иметь представление о красоте и добре. У них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного, художественного творчества.
Ребенок, которого приобщили к ДПИ никогда не станет вандалом, умеет ценить памятники старины и другую рукотворную красоту.
В арсенале педагога – прикладника есть великое множество материалов и разнообразные способы превращений их в красивые вещи. Ребенок, включаясь в процесс их изготовления, познает народную философию, язык символов, назначение ритуальных предметов, ощущает свою сопричастность к быту наших предков. Главное, чтобы ребенок понимал: кто он, какой он, где он, откуда он.
На протяжении многих лет студийцы традиционно готовили беседы о Великой Отечественной войне, делились воспоминаниями о родственниках, прошедших войну. Такие беседы способствуют формированию чувства причастности к истории своей страны, гордости за предков, внесших свой вклад в Великую Победу.
Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С содержательной точки зрения. Успешность этой деятельности обуславливается определенным интересом детей к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, помогает раскрыть красоту окружающего мира. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю, народу, к Родине. Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству, мы развиваем не только духовно-нравственную, творческую личность, но и растим юных патриотов.