Опубликованные материалы

«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ»

24-12-2023

Ульянич Ольга Владимировна

 

 МБОУ"С(К) НШ-ДС №2" г.Нерюнгри

В последнее время наблюдается рост числа детей с особыми образовательными потребностями, что, в свою очередь, вызывает необходимость в применении самых эффективных методов обучения и воспитания для данной группы. Информационно-коммуникационные технологии представляют собой одни из самых результативных инструментов, используемых в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность выбора данного направления обусловлена необходимостью преодоления проблем, связанных с развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекцией их недостатков в условиях современного информационного общества, которое существенно изменило повседневные практики. С ранних лет информационные технологии начинают активно воздействовать на жизнь детей с ОВЗ, значительно влияя на их личностное становление. Это создает растущую потребность в использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности специалистов-дефектологов.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой широкий термин, охватывающий различные устройства, механизмы и методы обработки информации. Компьютер, в свою очередь, выступает ключевым современным инструментом для осуществления информационных и коммуникационных процессов. Он оснащён необходимым программным обеспечением и телекоммуникационными средствами, а также содержит требуемую информацию.
В работе по коррекции и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья применение данных технологий предоставляет множество преимуществ:
• объединяет классические методы обучения с современными подходами;
- увеличивает интерес и мотивацию у детей с ОВЗ на занятиях, что, в свою очередь, положительно влияет на общие результаты коррекционной деятельности;
• создает более благоприятные условия для эффективной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими особенности в развитии, благодаря тому, что задания представлены в игривом и интерактивном формате;
• способствует использованию оставшихся анализаторов, а также разработке действенных компенсаторных механизмов, так как слуховое восприятие информации поддерживается зрительным контролем;
• позволяет настраивать задания под индивидуальные потребности, так как они предлагаются в различных вариантах по сложности и объему.
Своевременное переключение между различными видами деятельности, активация всех анализаторов, оптимальная подача материала по времени и объему, а также соблюдение охранного режима являются ключом к успешному коррекционно-развивающему процессу.
Направления работы учителя-дефектолога с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) включают:
• Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Занятия по формированию базовых математических навыков.
• Коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
• Формирование зрительно-пространственных отношений.
ИКТ также активно используются в взаимодействии с педагогами и родителями, а также в саморазвитии учителей (курсы повышения квалификации, мультимедийные презентации, участие в семинарах и конференциях).
Преимущества применения ИКТ учителем-дефектологом включают информационную насыщенность, доступность, компактность, наглядность, эмоциональную привлекательность, мобильность и многофункциональность, что способствует положительной динамике обучения и развития детей. Важно подчеркнуть, что ИКТ не должны заменять живое общение педагога и родителей с детьми.


Литература:

1. Авдеева, А. В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения /А. В. Авдеева, М. В. Богданова // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы : материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. — 2020. — С. 5—10.
2. Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). —С. 8—10.
3. Задворная, М. С. Использование серии интерактивных игр «Занимательная игротека» в дошкольном образовательном учреждении в эпоху цифровизации / М. С. Задворная, Н. В. Литвинова, С. Р. Милонова // Modern Science. — 2020. — № 2-2. — С. 262—266.

Поиск