Опубликованные материалы

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ НА УРОКЕ ПО ПМ 03 «УЧАСТИЕ В ПРОВЕДЕНИИ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДУКТОВ И СЫРЬЯ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ»

09-10-2022

Митракова Татьяна Валентиновна

 

 Преподаватель, БПОУ "Вологодский аграрно-экономический колледж", г. Вологда

В современных условиях конкуренции на рынке труда ветеринарных специалистов работодатели заинтересованы в специалистах, способных к активной научно-творческой, исследовательской деятельности, умеющих быстро ориентироваться в нестандартных профессиональных ситуациях, способных осваивать новые приемы и методы диагностики и лечения болезней животных.
Отсюда следует, что исследовательская работа студентов – одно из важнейших направлений в деятельности учебного заведения. Научно-исследовательская работа многообразна и многоаспектна. И именно это многообразие и способствует формированию широкого спектра навыков, без которых невозможно в настоящее время выстраивание успешной профессиональной карьеры. Кроме того, навыки, формируемые в рамках научно-исследовательской работы, необходимы для успешного выполнения курсовых работ и ВКР. Поэтому, исследовательская работа должна являться частью учебно-воспитательного процесса, как непосредственно на занятиях, так и во внеурочное время.
В процессе изучения ПМ 03 «Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» реализуются три вида исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации:
Учебно-исследовательская работа – это НИДС, с охватом 100% студентов. Она осуществляется непосредственно в ходе основного учебно-воспитательного процесса, то есть исследовательские методы внедряются в любое учебное занятие. Данная работа позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, освоить алгоритм проведения исследовательской деятельности, наметить пути дальнейшего освоения учебного материала, расширить обучающие возможности студентов, оценить полученные результаты (рефлексия).
Выполнение учебно-исследовательской работы, независимо от ее вида, обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, т.к. студенты в процессе работы:
1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. (ОК 2).
2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
4. Используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в профессиональной деятельности (ОК 5).
5. Учатся работать в коллективе и команде (ОК 6).
6. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. (ОК 9) и т.д.
7. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства. (ПК 3.4.)
8. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья (ПК 3.6.)
9. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия. (ПК 3.7)
В ходе урока осуществляется работа по разработанному алгоритму для данного конкретного занятия, исследование, описание и сравнение патологических изменений, постановка диагноза, выявление причин смерти, оформление документации вскрытия, лабораторное исследование и определение качества и заключение о пригодности в пищу продуктов животного происхождения. Исследовательская работа на уроке основана на применении технологии практикоориентированного или проблемного обучения, с решением производственных ситуаций. Для достижения поставленной цели занятия применяются следующие формы и методы работы: исследование музейных экспонатов и боенского материала (отдельных частей трупа), написание сообщений и докладов, создание тематических словарей, производственных ситуаций, составление тестов, лекций-презентаций, видеороликов, оформление санбюллетеней, интерактивных плакатов, проведение деловых игр (мозговой штурм, круглый стол, «судебный процесс» «клинический случай» и другие). Использование на занятиях раздаточного материала (опорного конспекта) экономит время для проведения учебно-исследовательской работы.
Научно-исследовательская работа дополняет учебно-воспитательный процесс, выходит за рамки учебной программы, способствует первичной специализации, в том числе и узкой, будущих выпускников, их профессиональному самоопределению. С этой целью на базе лабораторий «Патологической физиологии и патологической анатомии» и «Ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения» создан и функционирует музей «Нормальной и патологической анатомии». На базе музея осуществляется индивидуализация процесса обучения, создание условий непрерывности профессионального образования посредством формирования навыков и умений самостоятельной поисковой, научно-исследовательской деятельности. Она позволяет студентам реализовать свое творчество, сформировать умения самостоятельно работать с патологическим материалом, изготавливать и обновлять музейные экспонаты, осуществлять профориентационную и экскурсионно-просветительскую деятельность, участвовать в реализации программ ДОП.
Для проведения научно-исследовательской работы по модулю применяется педагогическая технология сотрудничества среди студентов разных курсов, одного курса, студентов и школьников, студентов и преподавателя, где преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности студентов.
Публичные выступления – завершающий этап самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей. Они формируют у студентов навыки межличностного общения.
Научно-практические исследования, являются частью внеаудиторной деятельности. Они направлены на научную специализацию выпускников. И включают курсовые и дипломные проекты практической направленности, реализация проектов по специальному заказу предприятий и организаций и т.д.
Предлагаемые студентам темы ВКР, включающие в себя научно-практические исследования: «Оценка качества молока в условиях ГОНО «Осаново» Вологодского р-на», «Анализ диагностируемого случая при заболевании», «Анализ технологии убоя и первичной переработки КРС и свиней в условиях АО «Череповецкий мясокомбинат», «Исследование продуктов и сырья животного и растительного происхождения в условиях городского рынка» и т.д
Таким образом, организованная учебно-исследовательская работа как целостная система является эффективным средством формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся и одним из определяющих факторов профессионального самоопределения

Поиск