19-03-2024
Александр Витальевич Гончаров
Педагог-психолог
Мой опыт
Гончаров А.В., педагог-психолог
ГКУ СО «РЦДиПОВ «Журавушка»
Уважаемые читатели, хочу поделиться с Вами своим опытом работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Меня зовут Гончаров Александр Витальевич, я педагог-психолог, работаю ГКУ Со «РЦД и ПОВ «Журавушка».
Мои цели и задачи при работе с особенными детьми полностью совпадают с задачами нашего реабилитационного Центра: создание необходимых и благоприятных условий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, детям с ЗПР, РАС, ЗРР и достижение максимально возможного уровня развития каждого ребенка с учетом их особенностей, диагноза и личностных качеств.
Подготовка особенного ребенка к возможности эффективного дальнейшего обучения и социализации в обществе это длительный, трудоемкий, кропотливый процесс, который предполагает комплексный подход соответствующих специалистов, в том числе медицинских работников и конечно самих родителей.
В своей психокоррекционной работе я использую индивидуальные программы, соответствующие интеллектуальному и физическому развитию ребенка.
Что это за программы и на что они направлены?
Как уже было написано выше, программа (их может быть несколько) составляется с учетом индивидуальных особенностей ребенка и направлена на развитие коммуникативных качеств, стабилизации эмоционально-волевой сферы, игровых навыков, и в целом когнитивного развития ребенка.
В программе прописываются применяемые конкретные методики и количество часов для достижения тех или иных целей для оптимального развития дошкольника.
В настоящее время существует и применяется множество методов и методик таких как: Арт-терапия, АВА-терапия, нейропсихологические методы, карточки PECS и д. р., но мне исходя из моего личного опыта хотелось бы выделить отдельной строкой такой простой, доступный и в тоже время очень эффективный метод (который дополняет все выше перечисленные методики) как «игры с мячом», да именно с мячом!
Как установить эмоциональный контакт с ребенком, снять напряжение, как привлечь его внимание и в дальнейшем плодотворно взаимодействовать? Конечно, через увлекательную игру, однако они бывают разными: дидактические, музыкальные, сюжетно-ролевые и д.р., но почему именно мяч?
Во - первых если это группа детей, то каждый ребенок так или иначе становится активным, живым участником!
Он в игре, и это не пассивный наблюдатель, хотя бывает и так, но реже.
В подвижной игре ребенок эмоционально раскрывается, получает положительные эмоции, у него улучшается обмен веществ, повышается его двигательная активность, которая в свою очередь стимулирует мозговую деятельность.
Игра с мячом — это просто, она не требует какой-то специальной инструкции и длительной подготовки, именно это и нравится детям. Просто, доступно, эффективно и это действительно работает!
Как играть? Начинать нужно с наблюдения, как ребенок реагирует, какие у него эмоции, испытывает ли он чувство страха при виде мяча и если таковой имеется постараться купировать его. Как это сделать? Дайте ребенку мяч в руки, пусть он его потрогает, покатает, «познакомиться» с ним поближе… одним словом примет его, а дальше: катание мяча, бросок-ловля…упражнений много, но всегда начинаем с самого простого и постепенно усложняем.
Можно импровизировать и дополнять что-то свое, главное, чтобы это нравилось детям!
В результате таких игр у ребенка в целом улучшается координация и ловкость движений, формируется умение управлять своим телом, отрабатываются навыки манипулирование предметом (мячом), коммуникативные навыки, если он в команде.
Помните, что игры с мячом положительно влияют на весь организм!
Большинство детей при виде обычного волейбольного мяча уже «светятся» проявляя свои положительные эмоции и показывая свою готовность к сотрудничеству, как со взрослыми, так и с другими детьми, именно поэтому, в свои психокоррекционные занятия, особенно на начальном этапе, когда идет установление контакта и адаптация, я стараюсь обязательно включать «игры с мячом».
Считаю, что такие игры очень полезно устраивать регулярно и в виде семейных, спортивных мероприятий, желательно на «свежем» воздухе!
В нашем Центре ежемесячно в рамках клуба «Взрослые и дети» проходят встречи с родителями детей, которые проходят реабилитацию, с целью обсуждения достигнутых результатов, а также того, чего пока достичь не удалось.
Успех реабилитации на прямую зависит и от того насколько родители и педагог-психолог готовы работать вместе, сообща, когда есть обратная связь и есть работа над ошибками.
Со своей стороны, давая рекомендации законным представителям по дальнейшему развитию ребенка я напоминаю о необходимости проведения совместных подвижных игр, разумеется если нет противопоказаний от медицинских работников.
Детям очень нравится, когда и родители вовлечены в игру, а что происходит с родителями? Они получают огромный заряд положительных эмоций, бодрости и оптимизма!
О пользе и значимости игры с мячом и в целом физической активности для детей с ограниченными возможностями здоровья, с расстройствами аутистического спектра, ЗПР, ЗРР высказывались такие известные педагоги и психологи как: Л. С. Выгодский,Н.П. Аникеева,З.М. Богуславская и многие другие.
В заключение хотелось бы поблагодарить всех за внимание и пожелать здоровья и успехов в достижении своих целей!