Опубликованные материалы

"Проектная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства"

29-03-2023

Оксана Юрьевна Рыбалко

 

 МБОУ "Специализированная школа №18 г.Донецка"


Проектная деятельность на уроках ИЗО

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века, первопроходцами в данной области принято считать Шульгина В.Н.,
Крупенина М.В., Игнатьева Б.В.. Бахтин Михаил Михайлович - русский философ и литературовед пишет в своих трудах: «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый, выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».
Первые работы и исследования за рубежом появились в конце 19 века в США. Родоначальники метода выдвинули идею «Обучения посредством делания». Они были убеждены в том, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и педагога - Грундтвига (Северин Н.Ф.). Этому удивительному человеку метод обязан следующими идеями:
- «Школа должна основываться на фантазии и творчестве»
- «Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но и так, же почему?»
- «В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а учитель - консультанта и вдохновителя».
Сегодня мы возвращаемся к данной технологии, то чем занимались в начале 20 века отечественные педагоги - исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне, в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Для меня метод проектов это инструмент для решения следующих задач:
- повышение интереса к предмету;
- повышение мотивации к обучению, активизация познавательной и творческой активности;
- формирование механизма самореализации личности.
Исследования в проекте помогают ребёнку проявить его личностные качества, умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданиях, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, находить нестандартные решения, разрешать противоречия и не бояться трудностей. А самое главное в ходе работы над проектом, ребёнок открывает в себе скрытые возможности, повышается его самооценка и мотивация к обучению.
Понятие проектная деятельность и её виды
Современный человек, что бы достичь успеха, должен многое уметь: работать в команде, самостоятельно выбирать нужный материал, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки.
Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и прежде всего без внутренней перестройки учителя, стремящегося заинтересовать и повести за собой ребёнка. Педагог должен не стоять на месте, а двигаться вперёд, стремится освоить новые технологии обучения. Сегодня главная задача педагога не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать.
Полат Е.С. дает такое определение методу проектов (более близкое к моей работе) в современном понимании: «метод, предполагающий определённую совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную деятельность (индивидуальную, групповую, парную), которую выполняют в течение определённого отрезка времени. С помощью данного метода ученики получают не только ту или иную сумму знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, развивается умение находить и решать проблемы. Привлекая для этой цели знания из других областей, развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия применения разных вариантов.
Метод проектов - это система обучения. Модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся.
Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся, как дидактического метода:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) - информационной, исследовательской, практической. Работа над проектом, разрешение данной проблемы;
- реализация первого этапы работы над проектом, как планирование действий по разрешению проблемы, иными словами - проектирование самого проекта;
- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
- наличие значимого продукта (выхода проекта), как результата работы над проектом;
- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Виды проектов:
- Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
- Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
- Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Метод проектов один из эффективных методов обучения, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет, хорошие возможности для творческой самореализации учителя.
И так, из всего сказанного выше приходим к заключению: Метод проектов - это система учебно - познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или коллективных действий учащихся с обязательной презентацией результатов работы. Применение данного метода предполагает использование учителем при осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами.
Цели и задачи проектной деятельности. Типы проектов и их содержание
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Цели проектной деятельности:
- Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
- Развитие исследовательских умений.
Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного и профессионального самоопределения учащихся.
Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося:
- информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание);
- функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
- технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и материалы, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
- интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
- волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.)
Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности.
Воспитание любви к труду, как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет;
- Фо

Поиск