Опубликованные материалы

Конспект занятия "Жаворонки летите,весну к нам несите!"

29-03-2024

Мария Анатольевна Артемьева

 

 МДОУ "Детский сад №4" г. Саратов

Конспект НОД «Жаворонки, летите, весну к нам несите!»
в средней-1 группе.
Цель: развитие познавательной активности детей в тестопластике по народным мотивам, формирование целостной картины мира в весенний период.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о народных традициях;
- Воспитывать уважение к народному фольклору;
- закреплять знания о птицах.

Развивающие:
-Активизировать и расширять словарь детей по теме: «Перелётные и зимующие птицы»;
- Развивать связную речь, умение чётко излагать свою мысль;
- Развивать внимание, память и логическое мышление;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и интерес к народным традициям, культуре;
- Воспитывать желание сохранять семейные обычаи;
- Закрепить положительные эмоции от работы на занятии;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Формировать коммуникативные качества у детей (сотрудничество, взаимодействие).
Оборудование и средства:
• Ноутбук;
• телефон, колонка;
• Заготовки пластилина для каждого ребёнка;
• На подносе вылепленный из теста по старинной технологии жаворонок, стеки, пластилин, доски, салфетки.
Активизация словаря: весна-красна, капель, ручьи, пташки, вьют гнёзда, проталина, кликали, заклички.
Предварительная работа:
- Наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, знакомство с голосами птиц;
- Беседа о том, как можно порадовать родных и дорогих людей в канун праздников, лепка из теста птичек (жаворонков);
- Беседы о старинных народных рецептах и традициях, о том, что такое заклички, рассказывание весенних закличек о жаворонках-веснянках;
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, игровой, самостоятельная работа детей, сюрпризный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребятушки,
Здравствуйте, малы детушки!
Я приглашаю вас в гости,
К себе в горницу.
Посидим рядком,
Да поговорим ладком,
О весне красной, о солнышке ясном,
О птичках певчих.


Воспитатель: раньше в давние времена люди зазывали весну. Мы с вами тоже учили зазывную «Весеннюю».Давайте её вспомним. (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Весна. Ещё не растаял снег, кажутся безжизненными ветки деревьев. Но вот ярко засияли солнечные лучи и, смотрите, как радуется всё вокруг тёплому солнышку. Недаром говорят, что весна – утро года. Природа просыпается после долгого зимнего сна.
Как же мы узнаём о приближении весны?
Ответы детей: день становится длиннее, тает снег, бегут ручьи, весело звенит капель.
Воспитатель: а ещё об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой.
Вы знаете, а ведь сегодня необыкновенный день! В народе этот праздник называют «Жаворонки». Именно в этот день устраивали обряд встречи пернатых. В народе верили, что в этот день прилетают 40 разных птиц, а первая из них – жаворонок.
Воспитатель: вот к нам прилетели птицы, давайте их посчитаем (счёт до 10).
Слушайте первую загадку:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Ответы детей: грач – большая чёрная птица. Грачи прилетают рано весной, вьют гнёзда. В старину говорили: «Увидел грача – встречай весну!»
Звучит запись голоса грача.
Воспитатель: молодцы! Правильно отгадали.
Следующая загадка:
На шесте – дворец, во дворце певец.
А зовут его… (Скворец)
Ответы детей: скворец селится в домике – скворечнике, который делают для него люди. Скворец ловко передразнивает разные звуки.
Звучит запись пения скворца.
Воспитатель: и сейчас отгадали мою загадку!
Следующая загадка:
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поёт, поёт(Жаворонок).
Ответы детей: жаворонок крупнее воробья, он высоко летает в небе и красиво поёт.
Звучит голос жаворонка.
Воспитатель: молодцы! Все загадки отгадали правильно.

22 марта на праздник «Жаворонки» - день с ночью меняется, зима кончается – а весна начинается.
В этот день женщины-хозяюшки пекли из теста булочки в виде маленьких жаворонков, а дети им помогали. Давайте пройдём за столы. Я вам предлагаю слепить из теста жаворонков- веснянок, чтобы с их помощью закликать весну.
Подготовим наши пальчики к лепке.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки»:
Разотру ладошки сильно, И тепло поберегу!
Пальчик в пальчик я вложу, Выпущу я пальчики,
На замочек их закрою, Пусть бегут как зайчики!
(Дети лепят птичек под музыку).
Воспитатель: вот ваши жаворонки готовы. Возьмите ваших птичек и подойдите ко мне. Ах, какие красивые птички у вас получились. Пока наши жаворонки подсыхают, мы поиграем.
Хоровод «Веснянка».
Ребята, что же делали уже с печёными пташками-веснянками?
Дети: бегали по улицам, подбрасывали их вверх, кричали заклички.
Воспитатель: причём очень громко, чтобы услыхала весна! Обряд встречи весны обычно проходил на первых проталинах, дети их отыскивали и бегали по ним.
А какие вы знаете заклички?
(Дети читают заклички, передавая друг другу символ «солнышко»).
1. Весна, весна, проснись ото сна!
А ты зима ступай за моря!
2. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
3. Жаворонки прилетите,
Красну-весну принесите.
Приди весна с радостью,
С великой милостью.
4. Жаворонки, жавороночки,
Довольно в чужих краях гостевать,
Пора домой прилетать,
Зиму провожать, весну привечать.
5. Нам зима, ты надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Воспитатель открывает поднос закрытый полотенчиком, а на подносе держит испеченные жаворонки.
Все дети вместе: Ой, вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье!

Поиск