Опубликованные материалы

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике,9класс"

13-09-2022

Захарова Юлия Вячеславовна

 учитель математики ,ГБОУ Школа №1392 имени Д.В.Рябинкина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
«Решение задач повышенной сложности», 9 класс



Программа составлена для организации работы с обучающимися 9 класса, отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей указанного возраста. При разработке программы были учтены основные проблемы, возникаю-щие при изучении курса математики как при обучении на предыдущих ступенях обучения, так и при изучении программы математики 9 класса.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Решение за-дач повышенного уровня сложности» предназначена для развития матема-тических способностей обучающихся, для формирования элементов логи-ческой и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школь-ников с применением коллективных форм организации занятий и исполь-зованием современных средств.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета, в соответствии с Программой воспитания ГБОУ Школы № 1392 им. Д.В. Рябинкина:
• сформированность ответственного отношения к учению, готов-ность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образо-вания на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных пред-почтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
• сформированность целостного мировоззрения, соответствую-щего современному уровню развития науки и общественной практики;
• сформированность коммуникативной компетентности в обще-нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образова-тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать ар-гументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивили-зации;
• критичность мышления, умение распознавать логически некор-ректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• умение контролировать процесс и результат учебной матема-тической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
• умение самостоятельно планировать альтернативные пути до-стижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре-шения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по результату и по способу дей-ствия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррек-тивы;
• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
• осознанное владение логическими действиями определения по-нятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе само-стоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
• умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктив-ное и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познава-тельных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфлик-ты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• сформированность и развитие учебной и общепользователь-ской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
• первоначальные представления об идеях и о методах математи-ки как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирова-ния явлений и процессов;
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необ-ходимую для решения математических проблем, и представлять ее в по-нятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпре-тации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и по-нимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рас-суждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать ал-горитмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направлен-ную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
• умение работать с текстом (структурировать, анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терми-нологии и символики, использовать различные языки математики (словес-ный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
• владение базовым понятийным аппаратом;
• умение пользоваться математическими формулами и самостоя-тельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
• умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулято-ра, компьютера.


Формы организации познавательной деятельности:
• изложение узловых вопросов,
• исследования,
• решение задач,
• конкурсы,
• сообщения учащихся,
• творческий проект.

Примерный список проектов учащихся:
• «Текстовые задачи окружающей нас жизни»
• «Нестандартные задачи»
• 21 способ решения одной задачи
• Моделирование задач повышенной сложности
• Нестандартные решения уравнений
• Построение графиков сложных функций
• Применение векторов к доказательству теорем о треугольниках.
Применение подобия к доказательству и решению задач.
• Способы решения систем уравнений с двумя переменными.
• Стандартные и нестандартные методы решения неравенств.
• Стандартные и нестандартные методы решения уравнений.


Учебно-тематический план
№ п/п Разделы программы Количество часов на раздел
9 класс
1 Алгебраические выражения, сокращение дробей 3
2 Уравнения и системы уравнений 3
3 Неравенства и системы неравенств 3
4 Функции и их свойства. Графики функций 3
5 Текстовые задачи 4
6 Геометрические задачи на вычисление 4
7 Геометрические задачи на доказательство 3
8 Геометрические задачи повышенной сложности 3
9 Решение заданий из ОГЭ 4
10 Выполнение индивидуального проекта 4
ИТОГО 34

Содержание программы
Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рас-суждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Тема 1. Алгебраические выражения, сокращение дробей
Числовые выражения и выражения с переменными. Исторический очерк.
Рациональные алгебраические выражения.
Дробно - рациональные выражения.
Иррациональные алгебраические выражения.
Свойства степеней. Сокращение дробей.
Тема 2. Уравнения и системы уравнений
Развитие понятия уравнения. Исторический очерк.
Основные методы решения уравнений.
Основные приемы решения систем уравнений.
Тема 3. Неравенства и системы неравенств
Развитие понятия неравенства. Исторический очерк.
Решение неравенств. Метод интервалов – универсальный метод решения неравенств.
Метод оценки при решении неравенств.
Системы неравенств, основные методы их решения.
Тема 4. Функции и их свойства. Графики функций
Развитие понятия функции. Исторический очерк.
Построение графиков функций.
Тема 5. Текстовые задачи
Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.
Задачи на равномерное движение.
Задачи на движение по воде.
Задачи на работу.
Задачи на проценты.
Задачи на смеси, сплавы, растворы.
Тема 6. Геометрические задачи на вычисление
Окружности. Углы. Треугольники. Четырехугольники.
Тема 7. Геометрические задачи на доказательство
Окружности и их элементы. Треугольники и их элементы. Четырехуголь-ники и их элементы.
Методы решения задач на доказательство.
Тема 8. Геометрические задачи повышенной сложности
Треугольники. Четырехугольники. Окружности. Комбинация многоуголь-ников и окружностей.
Решение заданий из ОГЭ
Выполнение индивидуального проекта


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Литература для учителя
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче-ский конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Сте-панов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
3. Фарков А В « Внеклассная работа по математике»5-11 кл, М, Айрис-Пресс, 2009;

Электронные образовательные ресурсы
• Цифровые образовательные ресурсы МЭШ: Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue
• Банк заданий по функциональной грамотности: https://media.prosv.ru/fg

http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,
http://www.coolreferat.com/,
ww

Поиск