Опубликованные материалы

Особенности творческого развития детей с ТМНР

12-11-2023

Ефанова Ева Евгеньевна

 инструктор по труду, ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для детей "Теремок", г. Абакан

В керамике, педагог учитывает особенности воспитанников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и требует проведении игровых занятий. Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятие лепкой даёт возможность использовать разнообразные формы работы, через дидактические игры при знакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятия проходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании, при этом подходе предполагается сотрудничество педагога и воспитанника, формирование активной жизненной позиции детей. Кроме того, общение с природой, работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красок окружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережному отношению к ней.
Навыки:
• трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
• воспитание желания и стремления к искусству;
• внимания, наблюдательности, памяти, находчивости воображения, фантазии, интереса к национальным традициям и истории.
На занятиях по керамике дети изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. Развивается мелкая моторика, получают знания о различных материалах и способах их обработки, у них формируются посильные умения и навыки в разнообразных видах трудовой деятельности.
Занятия из глины:
 Лепка из целого куска глины.
 Лепка сосудов методом жгутов.
 Лепка композиций методом пласта.
 Лепка сосудов на гончарном круге.


1. Лепка из целого куска глины
На первом этапе необходимо приучить детей к организации рабочего места, где не должно быть лишнего материала инструментов и т.д. Предлагается кусок глины и способом «стеночкой» вытянуть круглый сосуд. Воспитанники выполняют несколько вариантов сосудов этим способом. Работа выполняется до достижения воспитанниками равномерной по толщине стенки и качественного черепка после обжига. Так же лепка портретов и растительных барельефов.
2. Лепка из глиняного жгута
Выполнение ряда практических работ методом «жгута». Дети обучаются правильно раскатывать жгут разной толщины. Слепливание жгутов в форму сосуда, достигая хорошего качества и целостности формы.
3. Работа с глиняным пластом.
Обучение набивки и раскатыванию пласта из шамотной и гончарной глины. В процессе работы добиваемся равномерности толщины и плотности пласта. Учимся использовать инструменты при работе с пластом глины (линейка, стек, скалка, кондуктор). Слепка простейших геометрических форм из пластов (используем шликер). Изготовление сложных форм сосудов на основе пластов (копирование с готовых изделий) Творческая работа.
4. Гончарный круг.
Техника безопасности и технология работы на гончарном круге. Подготовка материала к работе(вязкость глины, содержание примесей). Приёмы работы на круге (центровка, выдавливание, вытягивание стенок сосуда). Лепка сосудов разной формы. Достижение правильной толщины, стабильности формы, качественного черепка после обжига. Декорирование изделия традиционными способами. Творческая работа.
Каждому этапу работы предшествует теоретическая беседа, сопровождаемая просмотром учебных фильмов.

Поиск