Опубликованные материалы

«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики»

08-04-2024

Елена Александровна Соколова

 МБОУ "Мангушская школа №1" администрации Першотравневого района

Методической темой, над которой я работаю несколько лет, является «Развитие познавательного интереса на уроках информатики».
Цель данной работы: обобщить опыт активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики, используя личностно-ориентированные педагогические технологии.
В соответствии с этой целью мною поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу.
2. Изучить методы и формы обучения, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса.
3. Систематизировать основные методические приемы и дидактический материал, нацеленный на активизацию познавательной деятельности на уроках информатики.

В современном образовании одной из приоритетных задач информатики является развитие познавательной деятельности учащихся.
Познавательная активность учащихся обеспечивает познавательную и творческую деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Однако наличие большого количества интересных готовых программных продуктов, с одной стороны, создает благоприятные условия для организации учебного процесса. В тоже время, с другой стороны, широкое использование информационно-коммуникативных технологий сказывается на снижении познавательного интереса учащихся к теоретической информатике. Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. В результате возникает проблема формирования внутренней мотивации в процессе школьного обучения. В решении данной проблемы фундаментальным звеном выступает «познавательный интерес».
Одним из средств решения данных задач является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкций: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.


Рис 1. Факторы, формирующие познавательную активность учащихся.

Для развития познавательной деятельности на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:
• презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо);
• компьютерных игр (естественно, тех игр, которые содержат развивающий или познавательный материал);
• интерактивных программ, тестов (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания);
• графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы);
• видео или мультипликационных фильмов.

Современный урок информатики – это сложное образование. Возможность самостоятельного добывания информации, осознание общественной значимости проблемы создает крепкую базу для развития устойчивого познавательного интереса к учебе.
Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.
На примере использования на уроках информатики интерактивных заданий, созданных с помощью сервиса LearningApps, рассматривается возможность повышения уровня познавательного интереса школьников. Интерактивные задания, выполняемые с помощью компьютера, предполагают наличие обратной связи с учеником и возможность коррекции собственных действий по мере их выполнения. В качестве примера рассмотрим использование некоторых интерактивных заданий.
Одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики.
Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов. Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным.
Большую роль в формировании познавательного интереса на уроках информатики играет внеклассная работа по информатике.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Формирование познавательного интереса школьников через систему
творческих заданий. Учащимся предоставляется возможность самостоятельного исследования и реализации своих творческих наклонностей и возможностей в ходе создания реального компьютерного продукта. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся.
Как активизировать познавательный интерес обучающихся к другим областям знаний на уроках информатики средствами информационных технологий?
Здесь могут помочь межпредметные связи. Решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда).
Также, можно использовать на уроках информатики методические приемы критического мышления. Например, использование методического приёма Схема Фишбоун. Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке.

Заключение
Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем. Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся.

Поиск