Опубликованные материалы

"Психологические аспекты смыслового чтения"

03-04-2023

Краснова Наталия Вячеславовна

 школа №46 города Калуги

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. Тема актуальна тем, что в соответствии требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, учащиеся начальной школы должны, помимо того, что научатся читать вслух и про себя, овладеть навыком чтения с целью поиска определенной информации в тексте, чтобы получать нужные знания, осваивая дисциплины, обогащая интеллект и читательский опыт. Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» » характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания.
Чтение — это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, развиваться, а также участвовать в жизни общества.
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения.
Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на полное понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
 Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Виды смыслового чтения:

ознакомительное чтение (извлечение основной информации и содержания текста);


поисковое или просмотровое ( выборочное) чтение( оно предполагает под собой нахождение конкретной информации и конкретного факта);



критическое чтение ( цель: извлечение полной и конкретной информации и последующая интерпретация содержания текста. 
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению — активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Согласно представлениям о функциональных системах мозга (П. К. Анохин и А. Р. Лурия), они формируются при жизни человека в процессе предметной деятельности и общения с людьми, что приводит к формированию качественно новых функциональных систем, реализующих высшие психические функции.

Таким образом, возникают и новые функциональные системы чтения (техническая и смысловая).
Таким образом, сегодня нам необходимо воспитать грамотного читателя. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Следовательно, чтение – это сложная, специфическая деятельность, основа социального и духовного развития человека, освоение которой возможно только в условиях специально организованного обучения на основе достаточного уровня развития индивидуально-психологических качеств учащегося, обусловливающих психологическую готовность к усвоению смыслового чтения.


Поиск