Опубликованные материалы

Бинарный урок 7 класс Русский язык и информатика

03-06-2024

Елена Владимировна Носач

 МБОУ "Лицей "Интеллект" г. Донецка""

План-конспект урока
Класс: 7
Предмет: русский язык, информатика и ИКТ.

Название раздела: Фразеология и лексика. Обработка текстовой информации.
Тема: Развитие речи № 7. Сообщение о возникновении фразеологизмов. Описание человека.
Тема: Практическая работа №8. Визуализация информации в текстовых документах.
Тип урока: бинарный урок; урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Фразеологизмы и их употребление в речи»», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов. Научиться вставлять в документ таблицу, настраивать внешний вид и вставлять готовые изображения.
Планируемые результаты
Личностные:
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку; потребность сохранить чистоту русского языка;
• стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
• способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых и графических средств;
• оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Предметные
• представление об основных функциях языка, о роли языка в жизни человека и общества;
• понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
• овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Ход урока.
1. Организационный момент. (русский и ИКТ)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее? (Ответы.)
В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых
мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть и устойчивые конструкции.
3) Актуализация знаний. Работа с текстом.
Е.В. Перед вами текст и план к этому тексту. Вам необходимо самостоятельно прочитать его и соединить текст со своим пунктом плана.
Т.В. инструктаж (Цель работы на пк, проверка работ)
План
1. Цель использования фразеологизмов.
2. История возникновения фразеологизмов.
3. Источники.
4. Характеристика фразеологизма.
5. Группы фразеологизмов.
Текст
1. Для того, чтобы наша речь была разнообразной, грамотной, отличалась выразительностью и соответствовала нормам, необходимо пополнение собственной лексики, стремление к ее усовершенствованию. Одним из этих способов - использование устойчивых сочетаний слов, которые закрепили за собой с годами определенное значение. Фразеологизмы знакомы и детям, и взрослым.
2. Происхождение фразеологизмов обращает нас к истории многолетней давности. Они являются отголоском тех времен, когда люди определенную ситуацию характеризовали по-своему, сохраняя смысловую нагрузку, но придавая иную форму, которая со временем укрепилась и стала популярной. Они доносят до нас приметы далеких времен, знакомят с традициями и бытом тех лет.
3. Источники:
• мифология («Ахиллесова пята» - уязвимое место);
• зарубежные выражения («принцесса на горошине»);
• фразы, у которых русские корни («держать язык за зубами» - молчать);
• библейские – «нести свой крест» - относиться с редким терпением;
• ежедневные наблюдения над какими-либо явлениями также сформировали в представлении людей определенные понятия («голубь мира» - символизирует любовь, покой).
4. Фразеологизмы – это сочетание слов, которые в итоге образуют единый смысл. Если фразеологизм разделить на отдельные слова, то его смысл в корне изменится. Поэтому именно фразеологизмы очень сильно усложняют и так не легкий для изучения русский язык. Иностранцы, изучающие наш язык, и даже уже зная его на хорошем уровне из-за услышанных фразеологизмов начинают теряться в языке. Уникальность фразеологизмов в том, что их смысл заложен еще в древние времена, каждый фразеологизм имеет историю, поэтому взять и легко заменить какую-то его часть нельзя. Например, это тоже самое, что «кот наплакал» заменит на «собака наплакала». Теряется смысл выражения.
Фразеологизм в предложении бывает исключительно как один член предложения. Так же существуют синонимы и антонимы для фразеологизмов. Данные словосочетания могут раскрыть многие стороны жизнедеятельности людей, например, работа, личный характер, сильные и слабые стороны.
5. Все фразеологизмы условно подразделяют на группы в зависимости от того, кто или что принимает в них участие:
• часто употребляемыми из них являются устойчивые выражения с обозначением частей тела человека («совать нос не в свое дело» - вникать в чужие разговоры);
• упоминание животных («медведь на ухо наступил» - обозначает отсутствие музыкальных способностей);
• соотношение с бытовыми приборами или предметами окружающего мира («родился в рубашке» - так говорят о человеке, которому улыбнулась удача);
• фразеологизмы, в которых говорится о еде («с хлеба на воду переходить» - речь идет о голодном времени).
( Проверка работ)
4) Первичное усвоение новых знаний.
БЕСЕДА по тексту
Работа с таблицей
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов
1. Любое из слов можно заменить другими словами 1. В их составе нельзя заменять одно слово другим
2, Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность
3. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 3. Как и слова, используются готовыми, запоминаются


Любое из слов можно заменить другими словами
В их составе нельзя заменять одно слово другим
Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
Слова теряют свою смысловую самостоятельность
Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Как и слова, используются готовыми, запоминаются
6.Физминутка. (Музыка)
. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.
7. Первичная проверка понимания
Е.В. Мотивация новой темы.
Сегодня у нас урок развития речи. На таких уроках в 5 и 6 классах вы учились писать сочинения-описания. В частности вы описывали природу, интерьер, животных и т.д., но самым сложным и ответственным среди описаний является описание внешности человека. Ведь каждый человек – это личность, и личность неповторимая.
Изучая произведения литературы, вы уже знакомились с таким понятием, как портрет литературного героя. А для чего он вводится в художественное произведение? (На вопрос могут ответить учащиеся.)
Для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. Посредством портретной характеристики мы можем определить, положительный это герой или отрицательный и что нам следует ожидать в процессе развития действия в литературном произведении.
- Что значит выражение « описание человека»?
Общая характеристика человека:
 Рост;
 Вес;
 Возраст;
 Волосы;
 Лицо (глаза, нос, цвет лица, кожа);
 Одежда.
 Характер
-Конечно же наши две темы уроков сегодня взаимосвязаны!
Т.В. Практическая работа на пк.
Е.В. Мы продолжаем работать с фразеологизмами, но эти фразеологизмы помогут нам описать человека.
-Приведите примеры фразеологизмов, которые характеризуют человека.
8. Первичное закрепление.
8.1.Объясни фразеологизм.
Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов:
1) делать из мухи слона, (преувеличивать)
2) мозолить глаза,- (надоедать)
3) как две капли воды, (похожи)
4) бить баклуши;(бездельничать)
8.2. Работа с таблицей. Открываем таблицу «Чувство-отношение» и начинаем заполнять.
Позитивное чувство- отношение Негативное чувство- отношение Нейтральные по эмоциональные реакции
Кровь с молоком Пугало гороховое Ни то ни се
Как с картинки Ногтя не стоит Ни рыба ни мясо
Краса ненаглядная Не на что смотреть С ноготок
Писаный красавец Нос картошкой Гусиные лапки
Глаз не нарадуется Ветром сдувает Каланча пожарная
8.3. Первичная проверка знаний.
Тестирование. (русский язык и ИКТ)
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание. Используя слова из последней таблицы, составить дома описание человека.
10. Рефлексия (

Поиск