Опубликованные материалы

Философское значение подвига Александра Матвеевича Матросова-Героя Советского Союза

12-07-2024

Белопахова Ирина Ильсуровна

 Учитель истории, Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Тюмени

Философское значение подвига
Александра Матвеевича Матросова-
Героя Советского Союза
Аннотация: в данной статье рассматривается тема подвига, как героического поступка, преобразующего внешний мир. Героизм нынешнего поколения перекликается с героизмом воинов Великой Отечественной войны. Мужество, патриотизм, доброта и милосердие характерно для русского солдата – освободителя.
Ключевые слова: подвиг, самоотверженность, героизм, философия подвига, историческая память.
Великий подвиг товарища Матросова
должен служить примером
воинской доблести и героизма
для всех воинов Красной Армии.
И. Сталин
Тема Великой Отечественной войны близка русскому народу. Вспомним героев Великой Отечественной войны: Александр Матросов, генерал Карбышев, Зоя Космодемьянская и другие…
Их подвиг огромен - смерть не напрасна. Героический подвиг советских людей - это пример для многих, кто трепетно относится к своей Родине.
Свершение героического поступка основывается на «самоотречении и христианском милосердии, самоотверженность показывает утверждение высоких идеалов в самые трагические дни, умение переносить трудности страдания, уничижение, смирение» [2]. Но всеобъемлющая любовь способна оказать человеку помощь, чтобы выстоять в тяжелые и роковые минуты жизни. Идея русского подвига несет в себе понятие самоотверженности, честности, праведности, благородства, отваги и другие важные качества личности.
«Подвиг - героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанный с риском»[4].
Подвиг русского человека в тяжелых условиях войны является феноменальным, уникальным проявлением органических сил человека в сложной обстановке.
Значение подвига в русском сознании связано с такими родственными словами, как: «подвижничество» и «движение». Подвиг - это чувство любви к родине, семье, другим людям, умение всегда оставаться верным своим убеждениям, своей мечте, уметь отстаивать свои убеждения, бороться за эту мечту [5].
В критические для существования культуры эпохи, люди возрождают образ человека-героя. Все перемены в культуре призывают к поиску нового типа личности, соответствующего меняющемуся миру. В условиях войны и жестокости русский богатырь выступает духовным мерилом, ориентиром на человеколюбие, пожертвование собой ради мирной жизни других.
Через способность к подвигу раскрывается не только духовный мир индивида, но и его неразрывная связь с бытием, внутренним человеческим, культурным аспектом своего существования.
В истории существуют разные типы человеческих подвигов: воинский, гражданский, трудовой, научный. Все они опираются на факты, где человек показан в своей обычной форме.
Философский смысл героя-воина заключается в том, что он выбирает активный жизненный путь, следует своим убеждениям, умению рационально мыслить, верить в собственные силы. Не всегда жизнь человека-воина, героя имеет общее с военной жизнью. Такие люди живут смело, честно, они достойны перед лицом любой опасности. Смысл человеческого бытия заключается в том, чтобы не бояться препятствий, совершенствовать себя, уметь найти выход из различных жизненных ситуаций [3].
Как «модель жизни, героизм является одной из основ отношения человека к миру, и в частности отношений, в которых субъективные связи человека с другими людьми и самим собой» создают условия для дальнейшего существования общества».[1]
Таким героем-воином был во время Великой Отечественной войны Матросов Александр Матвеевич, «Герой Советского Союза – 1-й в истории солдат, навсегда внесённый в списки своей воинской части. Его самоотверженный поступок – закрыть собственным телом амбразуру немецкого ДЗОТа, чтобы товарищи смогли сделать бросок вперёд – оказал большое влияние, как на красноармейцев, так и на всё население СССР. Это имя – символ огромного мужества и презрения к смерти» [5].
«В январе 1943 года, вместе с другими курсантами – добровольцами маршевой роты отправился на фронт Александр Матросов. С 25 февраля 1943 г, проходил службу во 2-ом отдельном стрелковом батальоне 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады им. В.И. Сталина.
Свой, прогремевший на всю стран подвиг, он совершит 27 февраля 1943 г, когда батальон пошел в атаку на опорный пункт недалеко от деревни Чернушки Псковской области» [2].
Такие подвиги как Александр Матросов совершили и другие советские воины. Но героический поступок этого 19-летнего паренька затронул сердца многих людей.
«8 сентября 1943 года вся советская страна узнала из приказа Народного Комиссара Обороны о геройском подвиге комсомольца Александра Матросова. Подвиг Матросова никогда не изгладится из памяти народной. Гвардии рядовому Александру Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Гвардейский стрелковый полк, в котором служил Матросов, стал носить его имя. А сам Александр Матвеевич Матросов навечно зачислен в списки той роты, в которой служил при жизни»[3].
XX век показал свои особенности подвига и героизма русских воинов. Исключительность героических поступков проявлялась через политические и социальные отношения. Идеология подвига советского солдата, гражданина своего Отечества была очень высокой.
Воины – победители всегда были нравственным ориентиром не только для мальчишек, но и для тех, кто любит свою Родину. Подвиги мужества и славы вдохновляли молодое поколение.
Поколению XXI века не свойственно думать о героях, а также быть похожими на них. Молодежь, воспитанная в традициях культуры и истории нового времени имеет своих кумиров, пытается быть похожими на них. Если в семье чтут традиции героев, помнят о славных подвигах дедов, с трепетом относятся к памяти павших, то можно сказать, что это «правильная» молодежь. Но есть и такие, кто предал забвению память наших предков, оскверняет могилы героев-воинов. К таким людям мы испытываем только презрение.
Процесс воспитания нашего поколения зависит от культуры, тех социальных приоритетов, которые существуют в обществе.
И чтобы историческая память не исчезла, мы должны помнить о тех, кто ценой жизни добыл эту трудную победу над врагом.
С 2013 года в России реализуется Всероссийская общественная государственная инициатива «Горячее сердце» - система целенаправленной работы по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения России.
Инициатива организована Фондом социально-культурных инициатив при активном участии Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других организаций.
В учебных заведениях Российской Федерации проводятся уроки Мужества, посвященные вопросам воспитания подростков, готовности прийти на помощь в трудную минуту, проявлять милосердие и сострадания к близким, чтить память воинов-героев.
Каждый год все больше и больше отделяет нас от тех времен, но память о мужественных защитниках жива.
Воины-победители не умерли, они ушли в бессмертие и память о них будет вечной, пока мы будем об этом помнить.
Писатели и поэты воспевают их в своих произведениях, их образы запечатлены в мраморе и бронзе, их именами названы улицы, скверы, парки и школы в городах.
Поэтому, говоря об общекультурной оценке подвига, ещё раз хочется отметить о его нравственной высоте, духовности и жертвенности.
Память об этих трагических событиях и подвигах героев должна быть вечной, чтобы больше такого не повторилось
Список литературы
1. Бондаренко, В. «Сто великих подвигов России», М., Вече, 2011 г.- 283 с.
2. Гегель, Г.В. Ф. Философия права / Академия наук СССР. Институт философии. - М.: Мысль, 1990 - 60 с.
3. Журба, П.Т. Александр Матросов/ Издательство Детская литература Министерства Просвещения РСФСР. - Москва. - 1950. - 226 с.
4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений/РАН; РФК - 3-е издание, стереотипное - М.: АЗЪ. - 1995 - 928 с.
5. https://litfest.ru/writings/chto-takoe-podvig.html (дата обращения 20.07.2024)

Поиск