Опубликованные материалы

Консультация для начинающих воспитателей "На личном примере воспитателя..."

20-09-2023

Дементьева Елена Евгеньевна

 воспитатель, МДОУ "Детский сад № 229", город Ярославль

Школа молодого педагога.
Консультация для начинающих воспитателей.

На личном примере воспитателя…
Труд педагога сложен и многообразен. Для управления детьми недостаточно хорошей теоретической подготовки и умения применять свои знания на практике. Необходимо ещё обладать совокупностью определенных душевных и личных качеств, которые можно оценить как высоконравственные, достойные подражания.
В соответствии с требованиями к личности педагога в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта, воспитатель должен обладать теми нравственными чертами и навыками культурного поведения, которые могут служить примером для его воспитанников.
Дети очень любят подражать. Но подражают они не всем, а только тем, кто вызывает у них уважение, любовь и доверие. Конечно, в первую очередь это родители. Дико видеть, когда в парке играют малыши в компании своих пап и мам, распивающих с друзьями спиртные напитки, курящих и общающихся матом. Но это - родители, и для ребёнка до определённого возраста они остаются богами. К какой модели поведения будет стремиться этот малыш? Сможет ли воспитатель детского сада личным примером привить навык другой модели, зародить интерес ребёнка к иным ценностям, стать тем объектом уважения, любви и доверия, которому дети будут готовы подражать.
И здесь начинаются реальные трудности. Мы настолько привыкли работать над формированием чужой личности, что совершенно забываем про себя самих. А ведь именно пример воспитателя, его моральный облик, поступки, суждения, оценки, справедливое отношение к детям и взрослым будут иметь первостепенное значение для ребят.
Чем младше дети, тем большее значение имеет для них пример взрослого. Какими бы мудрыми и доходчивыми словами ни наставляли малыша, наибольшее влияние оказывает на него образ действий тех, с кем он соприкасается постоянно. К.Д. Ушинский подчеркивал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Ранее мы уже говорили о том, что подражательность дошкольника – это явление естественное. Подражая, он пополняет свой жизненный опыт: обогащает речь (употребляет взрослые слова и обороты, услышанные от окружающих), развивает вкус (его привлекает то, что нравится папе и маме и оценивается ими как красивое), приобретает умения, перенимает двигательные стереотипы (ходит, смеется как дедушка), стремиться казаться большим (как старший брат). Если объекты для подражания положительны, то они становятся богатейшим источником развития ребенка. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Давно известно, что дошкольник в силу несформированности нравственных критериев склонен подражать как положительным, так и отрицательным явлениям. Ну а на практике мы видим, что отрицательным явлениям он подражает быстрее и куда охотнее. Вот почему на воспитателя, имеющего дело с маленькими детьми, ложится особая ответственность и требовательность к самому себе.
Педагог, глубоко сознающий, что он воздействует на детей не только специальными целенаправленными приёмами и средствами, но и собственной личностью, постоянно анализирует свое поведение, отношение к людям, как бы контролирует себя: «Что я представляю в глазах детей как наставник и человек? В какой форме я разговариваю с детьми, отдаю распоряжения, получаю их? Не забываю ли благодарить за услугу? Могу ли отношением к окружающим быть примером для детей, учить их корректности, вежливости, в основе которых лежит уважение к людям?».
От того как выглядит воспитатель в глазах детей зависит очень много: будут ли они верить в него, в его авторитет, будут ли стремиться подражать ему, перенимая лучшие человеческие качества. Ведь маленькие дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они удивляются тому, как много знает их воспитатель, видят, как он приветлив с их мамами и папами и как те обращаются к нему за советом. Каждый момент деятельности воспитателя находится под внимательным, пытливым взглядом ребенка. Вот почему воспитатель никогда не должен забывать одно из важных педагогических положений, высказанных А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».
Всегда ли мы помним о соответствии требований к детям и к самому себе как личности, олицетворяющей пример добра, справедливости, честности, культуры человеческих отношений? Не выпускаем ли из виду очень важное обстоятельство: в воспитании не должно быть мелочей. Все, что происходит от педагога, всегда значительно.
Малышей учат следить за своим внешним видом, чистотой рук, костюма, убирать после себя игрушки. Они видят, что и воспитатель для них пример – пример подтянутости и аккуратности. Его личные вещи и шкаф, где хранятся пособия, всегда в идеальном состоянии, он проявляет нетерпимость к малейшему беспорядку в группе.
Недопустимо, чтобы дети наблюдали примеры другого характера. Маленький ребенок видит мир глазами взрослого, судит его оценками, осваивает азы нравственности на его примере. Поэтому он убежден, то, что хвалит воспитатель, - хорошо, а то, к чему относится отрицательно, - плохо. И это понятно: дошкольники верят в авторитетность, эрудицию взрослых и потому суть нравственных понятий постигают в значительной мере через образы тех, кто их воспитывает.
Нравственное влияние личности педагога проявляется постоянно, во всех сферах его деятельности. Например, старший дошкольник, войдя в группу, не поприветствовал ни взрослых, ни ребят, или произнес грубое слово в разговоре с товарищами, или поссорился со сверстником и одержал верх над ним, или не извинился перед мамой за проявленную дерзость, но педагог «не заметил» этого. И ребенок понял допустимость своего поступка. Такому воспитателю, хотя он и будет в иных случаях внушать детям самые правильные мысли, не поверят, ведь своим равнодушием он дал понять: правила поведения можно обойти.
Нельзя не принимать во внимание, что требования предъявляемые к ребенку, всегда несут на себе отпечаток личностных качеств воспитателя – доброты, справедливости, оптимизма, широты интеллекта, эмоциональной культуры.
Главное, к чему должен стремиться педагог, - это высокая профессиональная честность. А она проявляется и в большом и в малом: в умении быть самокритичным, взыскательным к самому себе, в нетерпимости в малейшей фальши, в стремлении открыто признавать свои ошибки. Нельзя не сказать и об умении в рациональной организации рабочего времени, ибо в воспитании не может быть стихийности, а так же в принципиальности в отношениях с родителями детей.
Воспитатель, обладающий профессиональной честностью, не побоится сказать ребенку, поставившему его в тупик своим вопросом: «Этого я не знаю. Постараюсь узнать и тебе отвечу». Он понимает, что это не уменьшает его авторитет, но дает детям урок честности и правдивости. Если воспитатель не обладает терпением, действует по влиянием своего настроения, он способен невольно «вспыхнуть», не услышать детскую просьбу, вопрос, проявить раздражение из-за детских слез, расценить невинную шалость как аморальное проявление, принять решение второпях.
Ничто не ранит сердце ребенка, как допущенная несправедливость. Например, воспитатель не разобрался в том, кто прав, а кто виноват, и наказал ребенка, которого всегда считал возмутителем спокойствия. А тот как раз в данном случае был достоин одобрения – заступился за обиженного.
Чем больше дети доверяют своему педагогу, тем охотнее воспринимают его слово как неоспоримую истину, а поведение, привычки, вкус – как образец нравственности.
Почему одного воспитателя дети понимают с одного слова, а другому приходится повышать голос и повторять несколько раз? Причина здесь не в детях, а в эмоциональной культуре произнесенного слова. Прислушаемся, как мы разговариваем с детьми, как отдаем распоряжения: спокойно, деловито, бесстрастно, раздраженно? Не злоупотребляем ли повелительной формой? Замечания должны не понукать, а подсказывать, не запутывать, а направлять, не унижать, а возвышать в ребенке чувства собственного достоинства.
Воспитатель по роду своей деятельности обладает педагогической властью над детьми. Если власть разумная, мудрая, то воля взрослого становится желанием ребенка. Для того, чтобы требования взрослого стало желанием ребенка, важен учет его психического состояния и конкретных обстоятельств. В.А. Сухомлинский говорил, что «мудрость власти педагога над ребенком – это большое творчество, глубокое сердечное проникновение в мир детских мыслей и чувств, умение понимать язык детства».

Памятка для молодого педагога.
«Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
«Терпение — дар Неба».
Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины — нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Поиск