Опубликованные материалы

Урок литературы по рассказу Бунина «Лапти»

05-07-2024

Лакштаускене Елена

 Учитель русского языка и литературы

Урок по рассказу И.А. Бунина «Лапти»
Тема урока: «На что способен человек?»

На доске написана тема урока. Учитель предлагает ответить на этот вопрос нескольких детей, поразмышлять с классом.
Учитель: Сейчас я вам раздам листочки с рассказом, мы будем читать его по частям. (Текст выдается без названия, не сразу все части, а каждая последующая после прочтения предыдущей. После каждой прочитанной части учитель задает детям вопросы для размышления. С целью экономии времени можно выдать все части сразу, но с указанием открывать их последовательно, или можно вывести части текста на слайд).
На доске написаны слова в столбик (без значений):
Хуторской дом (хутор) – малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств; казачья единица поселения.
Лапти – низкая обувь, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые), берёсты или пеньки.
Верста – русская единица измерения расстояния, равная нынешним 1066,8 метрам.
Полушубок – короткая, до колен, верхняя меховая одежда, обычно овчинная.
Фуксин – красная краска.
Зипун – верхняя одежда у крестьян.
Кнут - свитая из пеньки или ремешков и навязанная на кнутовище, короткая и к концу тонкая веревка, для стеганья, битья.
Обыденка (ой) – за один день, в течение одного дня.
Розвальни – низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от передка боками.
Учитель: Посмотрите на слова на доске. Подумайте, что они могут значить. Сейчас мы с вами проведем словарную работу. (Дети размышляют над каждым словом, затем учитель объясняет значение. Можно предложить детям воспользоваться толковыми словарями. Для создания полного представления о предмете можно сопроводить объяснение значений фотографиями).
Части:
I. Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
1. Зачем ребенку красные лапти?
2. Как события будут развиваться дальше? О чем будет рассказ?

II. Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!
Еще подумал.
1. Кто появляется в рассказе?
2. Какое решение примет Нефед?

III. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.
Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. <…> Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
— Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.
1. Что будет дальше? (Обратите внимание, что стук зловещий).

IV. (Читает учитель). Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...
1. Что произошло?
2. Благодаря чему (кому?) спаслись мужики?
3. Чем все закончится?

V. (Читает учитель). За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
1. Как вы думаете, выздоровеет ли ребенок?

Учитель: Мы прочитали с вами текст, давайте подумаем, какое у него может быть название? (Варианты записывать на доске, в конце озвучить название: «Лапти»). Почему И.А. Бунин так назвал свое произведение?
Смысл названия: Вообще, лапти — это традиционная русская обувь, которую в деревнях и селах носили в теплое время года все: и мужчины, и женщины, и дети, и взрослые. Они изготавливаются из соломы путем плетения волокон, сам процесс довольно прост, поэтому каждый мальчишка, выросший в крестьянской семье мог сплести лапти. Однако не только национальный колорит вложил в название «Лапти» Бунин.
Также это слово использовалось, и до сих пор можно услышать его в таком значении, для обращения к необразованному простому мужику. Это человек, живущий простыми потребностями, его проблемы не выходят, как правило, дальше его собственного двора. Но в этом и прелесть такой личности — она простая, не имеет скрытых мотивов и открыта каждому, кто интересуется.
Именно сплетение этих двух значений и есть объяснение смысла названия произведения. С одной стороны, автор подчеркивает самобытность русского народа, а с другой отмечает простоту и искренность его мышления.
Учитель: Как проявил себя Нефед? Как мы можем его охарактеризовать? Давайте определим тему рассказа, главную мысль.
Тема: милосердие и внимание к окружающим, ведь для мужика Нефеда этот мальчик не родной сын, это просто ребенок, который страдает. И простому незатейливому крестьянину кажется, что, если он сможет достать эти красные лапти, то сможет и помочь с выздоровлением.
Главная мысль: мысль о необычайной доброте и готовности к самопожертвованию. Бунин пишет о поступке Нефеда очень просто, как будто передает ход событий. Это потому, что сам Нефед не считал свой поступок чем-то особенным. Он не мог поступить по-другому. Раз душа желает, надо помочь. В нашей жизни всегда есть место простому человеческому состраданию и человечности. Рассказ учит быть человечным и проявлять сострадание, так необходимое людям.

Учитель: Давайте посмотрим экранизацию произведения И.А. Бунина.
ПРОСМОТР https://www.youtube.com/
Вопросы:
(Каждый ученик письменно в тетради дает ответ на вопрос, учитель спрашивает ребят выборочно).
1. Удалось ли создателям фильма передать его смысл? При помощи чего?
2. Какие чувства/эмоции вызвал у вас фильм?

Подведение итогов
Учитель дает задание по рядам. Учащиеся из каждого ряда объединяются, и дают общий, развернутый ответ на вопросы: «На что способен человек? На какие подвиги/поступки? Сможет ли каждый оказать помощь другому человеку? Какими качествами для этого необходимо обладать?».
Подготовка 4-5 минут, представитель от каждого ряда выходит и озвучивает за всех ответ.

Рефлексия (На каждый вопрос ученики отвечают у себя в тетради. Учитель спрашивает всех или выборочно).
Какая часть урока больше понравилась?
Продолжите фразу:
Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что …
Рассказ И.А. Бунина «Лапти» научил меня тому, что …

Домашнее задание: напишите небольшое сочинение о том, как вы пришли кому-то на помощь или как помогли вам когда-то. Какие чувства вы испытывали? 8-10 предложений.

Поиск