Опубликованные материалы

Формирование чувства ритма как одно из условий успешного развития речи ребенка-дошкольника

25-06-2024

Трунова Анна Рудольфовна

 МАДОУ "Детский сад №56" г. о. Самара

Формирование чувства ритма как одно из условий успешного развития речи ребенка-дошкольника
Анна Рудольфовна Трунова,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №56» г.о. Самара

Что такое ритм и как он влияет на развитие ребенка и человека в целом? Обозначим основные моменты и узнаем, как играть и развивать ритм у ребенка дошкольного возраста, в том числе и для профилактики речевых нарушений.
Ритм — это залог гармоничного развития, а также физического и психологического здоровья. Ощущение ритма у ребенка возникает еще до его рождения, когда он покачивается у мамы в животике от ее движений и шагов, слышит стук ее сердца. Да и после рождения ребенка основной из задач является сохранение ритма жизни. Не зря же педиатры и педагоги сходятся во мнении, как важен для ребенка и мамы режим и его соблюдение. Режим — это сохранение и выдержка определенного ежедневного ритма. Он не только помогает маме оставаться в ресурсе и чувствовать себя отдохнувшей и счастливой от собственного материнства, но и дисциплинирует ребенка, повышает его работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.
Ритм повсюду. Он внутри нас: кровообращение и сердцебиение, дыхание. Он вокруг нас: смена частей суток, времен года, распорядок дня, расписание работы. И, если представить, что какой-либо из этих ритмов собьется, то вы, взрослый человек, начнете испытывать тревогу, стресс, раздражение, что непременно скажется на вашем психологическом, затем на физическом здоровье, ну, и на развитии в целом. А теперь представьте, как тяжело с этим справиться детям. Для детей ритм — это устойчивость и постоянство, которые гарантируют им безопасность и дают возможность двигаться вперед в своем развитии, в том числе речевом.
Если просто, то понятие «ритм» — это равномерное чередование каких-либо элементов. В логопедической коррекции один из видов работы над ритмом — логоритмика. Это развитие речи через музыку, стихотворения, ритм. Не всем дано играть на музыкальных инструментах, но и здесь уже можно выйти из положения, просто включив мелодию.
Логоритмика — большой и очень важный раздел в коррекции речевых нарушений, и лучше если ее проводит обученный этому специалист (логопед, дефектолог, музыкальный руководитель), но и обычный педагог может внедрять в свои занятия хотя бы элементы логоритмических игр и упражнений. Например, можно применять любые физминутки или пальчиковые игры, накладывая их на простые музыкальные мелодии, ритмы; использовать музыкальные инструменты для отстукивания ритмических рисунков: ложки, клавесы, колокольчики, бубны, барабаны, маракасы, ксилофоны и металлофоны. И конечно же, не стоит забывать про скороговорки и чистоговорки. Проговаривание различных словосочетаний стимулирует артикуляцию и способствует чистоте произношения.
Если вдруг эта часть работы все равно для вас остается сложной и непонятной, тогда попробуем включить в свою деятельность другой вид работы над чувством ритма, который не потребует от вас много усилий или неоправданных затрат и может находить применение как в индивидуальной работе, так и в групповой, подгрупповой.
Второй (после логоритмики) вид работы над чувством ритма — это визуально-ритмические ряды. Сначала необходимо научить ребенка выкладывать просто ряд. Пусть это будет ряд любимых игрушек: машины, кубики, конструктор; затем любых других предметов: карандаши, ложки, сандалии; природный материал: шишки, желуди, каштаны, веточки, листочки и орешки — здесь задействуется и сенсорно-проприоцептивная система; макароны, горох, фасоль — тоже в ряд — дополнительно развиваются щипковый захват и наша любимая мелкая моторика. (Внимание! Использование мелких предметов может быть опасно для здоровья детей, во избежание попадания мелких частей в дыхательные пути, а также во избежание проглатывания их детьми, либо заталкивания в нос, уши, используем этот вид работы только в индивидуальной деятельности, возможно в мини-группе детей, но помним и понимаем, с кем мы работаем и можно ли доверять ребенку/детям игры с данным материалом.)
Чтобы процесс развития или коррекции происходил быстрее и лучше, необходимо замотивировать ребенка. Для этого подбираем и используем игровые приемы: «Припаркуем машины в ряд, чтобы все фары смотрели на тебя», «Построим дорожку от домика петуха к домику зайца, они будут ходить друг к другу в гости. Только дорожка должна быть ровная, чтобы петушок не заблудился», «Помоги котенку выбраться из леса, построй ровную тропинку». Можно также замотивировать ребенка помощью взрослому: «Помоги мне построить тропинку/выложить предметы в ряд. Что-то у меня ничего не получается. Давай я начну, а ты продолжишь». Педагог кладет пару предметов: «Смотри, как у меня ровно, и ты сделай так же», ребенок продолжает выкладывать ряд, педагог: «Какой ты молодец, без тебя я бы не справилась».
Когда ребенок научился выкладывать просто ряд, следующим этапом предлагаем чередование предметов по принципу 1:1. Для этого нужно минимум 8 предметов, по 4 одинаковых, например, кубики и машинки. Педагог начинает ряд: «Машинка — кубик — машинка», а потом просит продолжить ребенка.
Для облегчения задачи сначала пространство можно разделить на окошки (грани), чтобы ребенок мог видеть, где пусто, а где занято. Также на первых этапах желательно предлагать детям абсолютно разные предметы по внешним, визуальным признакам (яблоко и банан, ложка и чашка), потом они могут различаться только формой (круг и квадрат, квадратный лист — прямоугольный лист), только цветом (зеленое и желтое яблоки, красный и синий карандаши) или каким-то одним элементом (низкий стакан — высокий стакан). Выкладывать ряд можно сначала со слуховой подсказкой, проговаривая ребенку: «Ложка — вилка — ложка. Что дальше?» Если этот этап ребенок выполняет достаточно легко, тогда в следующий раз проговаривание не используется. Исключение, если вы автоматизируете звук либо используете лексику для обогащения словарного запаса ребенка — тогда проговаривание оставляем на всех этапах работы. В усложнении визуально-ритмические ряды могут быть в горизонтальной, вертикальной (например, на магнитно-маркерной доске) или круговой плоскости. Круговая — самая сложная.
После того как ребенок усвоил ряд 1:1, предлагаем ему ряды 2:1 (яблоко — яблоко — груша), 1:2 (яблоко — груша — груша), 1:1:1 (яблоко — груша — банан), далее можно варьировать как угодно.
Чем еще полезны визуально-ритмические ряды? На них очень удобно и полезно накладывать моторные программы и цепочки слогов, слов. Ритмические ряды можно включить в любой вид образовательной, игровой, повседневной деятельности, даже в режимные моменты. На них можно обучать ребенка цветам, фигурам, счету, давать новые слова и понятия, закреплять глаголы, развивать пространственно-временные представления, автоматизировать звуки и даже отрабатывать основные виды движений — ходьбу, бег, прыжки. Все зависит от поставленной вами цели.

Поиск