Опубликованные материалы

Приемы мотивации в начальной школе.

28-02-2023

Машкова Мария Юрьевна

 ГБОУ Школа №45 имени Л.И. Мильграма

Приемы мотивации на первом этапе современного урока в начальной школе

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения мотивации обучения, так как мотив – это основа любой эффективной деятельности. Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе. Есть мотив, есть деятельность, есть совместная работа, а значит, есть и результат.

Мотивация призвана сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.

*Слайд Структура современного урока в начальной школе состоит из нескольких этапов:

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Постановка учебной задачи

Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. На мой взгляд, хорошее начало урока – это залог его отличного завершения. Поэтому задача формирования у ребёнка желания учиться и достигать отличных результатов во многом зависит от развития мотивации именно на первом этапе урока.

Основной целью мотивации к учебной деятельности на первом этапе является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Существуют различные способы и приёмы повышения мотивации. За многие годы преподавательской деятельности было выявлено несколько мотивационных приемов, которые успешно работают на практике.

Так, например, важнейшим стимулом учебной деятельности является благоприятный психологический климат. Идя на урок, всегда необходимо продумать свои первые фразы: «Доброе утро! Я рада вас видеть», «Здравствуйте! Сегодня замечательный день», «Добрый день! Мы начинаем урок». Эти слова снимают психологическую зажатость ребенка. Снятие страха – это шаг, который ведет ученика к успеху, а успех поддерживает и питает мотивацию.

*Слайд Вот вариант, который наиболее часто используется на уроке.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Далее представим еще несколько вариантов мотивационного этапа урока.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!»

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Кроме этого, прием использования стихотворений, легких по восприятию, особенно воодушевляет детей к учебному процессу.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

А вот, следующее стихотворение, которое также можно использовать на первом этапе урока в качестве мотивационного приема.

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Прием «Рифмовка»

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

Прозвенел звонокдля вас

За работу в добрый час.

Оглянитесь вокруг.

Есть у вас на свете друг?

У меня, к примеру, есть

Всех их и не перечесть

Без друзей ведь скучно жить.

Так давайте все дружить!

Для математики

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять -

И внимательно считать.

Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи -

За работу, в добрый час!

Беритесь, ребята,

Скорей за работу -

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счёту!

Математика пришла,

Занимай свои места.

Чтоб от безделья не зевать,

Полезно голову ломать.

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

Считайте, ребята,

Точнее считайте,

Хорошее дело

Смелей прибавляйте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Плохие дела

Поскорей вычитайте.

Математика – королева наук,

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли.

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А, узнав, не поймёшь.

Без счёта не будет

На улице света,

Без счёта не сможет

Подняться ракета,

Без счёта письмо

Не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Любая работа!

Для русского языка

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою -

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять -

Буду грамотно писать.

Прием «Народная мудрость»

Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

Делу время, потехе час.

Больше знай, меньше болтай.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

Умную речь хорошо и слушать.

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Ученье лучше богатства.

Грамоте учится – всегда пригодиться.

Прием «С элементами театрализации»

Появляется Незнайка.

Дорогие ребятишки!

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Железные избушки

Держатся друг за дружку,

Одна, с трубой,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас. (Учитель достает письмо)

Прием «Нужные качества»

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которые помогают в учёбе …(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

Прием «Доброе тепло

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (всем классом)

- Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке.

или

- Поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

Вывод

Своевременное чередование и применение разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Главный результат работы над повышением мотивации - это весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, учиться и стремиться получить хороший результат.

Поиск