Опубликованные материалы

План-конспект познавательной программы ко Дню конституции «Наша конституция - наш закон».

06-06-2024

Валерия Владимировна Ерошкина 

 воспитатель Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»








План-конспект познавательной программы ко Дню конституции
«Наша конституция - наш закон».










Воспитатель: Ерошкина В. В


Отрадненский район,
Станица Попутная 
Форма: познавательная беседа, опрос с анализом ответов.
Возраст: воспитанники 7-17 лет.
Цели:
• Развитие гражданско-правового образования обучающихся
• Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности
• Развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Задачи:
• Углубить знания о праве, правах и обязанностях гражданина, закреплённых в Конституции РФ, их восприятие как ценности
• Развивать познавательные способности детей, их кругозор
• Предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему
• Содействовать диалогу между всеми участниками
Предварительная работа: проведение опроса у школьников и анализ результатов, подготовка правовых ситуаций к занятию, создание социального видеоролика.
Техническое обеспечение: мультимедийное оборудование.
Мультимедийное сопровождение: социальный видеоролик.
Предполагаемые результаты:
познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения правовых задач в зависимости от конкретных условий;
коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- составление плана и последовательности действий;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: - проявлять понимание и уважение к правам человека;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.





















Ход мероприятия:
Ведущий: Приветствую всех участников нашей познавательной программы.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Ведущий: Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы.
А если мы обратимся к текстам сказок, то увидим, что там тоже нарушаются права героев. Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказок. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
1. В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» мальчика Гурда заковали в Башне смерти, тем самым нарушили его право на ________ (личную неприкосновенность).
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования).
3. В сказке «Три поросенка» волк разрушил домики у поросят, он сильно подул и домики развалились, только у Наф-Нафа домик уцелел, тем самым нарушил права героев_____________ (на жилище).
4. В «Золотом ключике» напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности).
5. В сказке «Крошечка – Хаврошечка» хозяйские дочки только у ворот сидели, а Хаврошечка на них работала, ткала, пряла, тем самым нарушено право __________ (на отдых).
Ведущий: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, назвали права. А где эти права зафиксированы?
Участники: в законах, кодексах.
Ведущий: Как думаете надо знать законодательство страны?
Участники дают ответы.
Ведущий: А большинство людей нашей страны утверждает, что не знает законов своей страны.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Ведущий: Если мы сравним два мнения: одни считают, что нужно знать закон, другие говорят, что не обязательно. Какой возникает вопрос?
Ответы участников (формулируют вопрос в разных вариантах).
Ведущий: Сегодня – 12 декабря. Как эта дата напрямую связана с законами?
Ответы участников: День Конституции РФ.
Тема занятия появляется на слайде.
Проблемный вопрос: Зачем нужно знать Основной закон страны?
ВЕРСИИ.
Ведущий: Какие у вас есть версии по решению проблемного вопроса?
Участники: предлагают свои версии (принимается любая, даже самая абсурдная)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Ведущий: Что мы уже знаем по данному проблемному вопросу? Из уроков обществознания мы знаем, что основным законом страны мы называем Конституцию РФ. Конституция (в переводе с латинского constitutio — установление, устройство) — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан. Конституция - это в своём роде закон законов.
Ведущий: Ребята, а каких ещё нам знаний не хватает, чтобы найти решение поставленного вопроса?
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
Ведущий: Действительно, нам хочется, чтобы Конституция РФ была к нам ближе. Попробуем рассмотреть, как основной закон страны влияет на общественную практику, т.е. на развитие всей системы общественных отношений, складывающихся между гражданским обществом (которое представлено как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-эконо¬мических, семейных отношений и институтов, с помощью кото¬рых удовлетворяются интересы индивидов и их групп), государством (особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан) и личностью (человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность).
Не всем известно как называется Глава 2. Конституции РФ? Права и свободы человека и гражданина.
Ведущий: Но у человека есть и определённые обязанности? Кстати, разграничим понятия «права» и «обязанности». Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?
Ведущий: «право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие. (Презентация, слайд 6)
В приведенном списке давайте попробуем распределить утверждения на «права и свободы» и «обязанности» граждан:
Права и свободы граждан Обязанности граждан

o право избирать и быть избранным, равенство прав и свобод,
o право на жизнь,
o право на личную неприкосновенность,
o право на защиту своей чести и доброго имени,
o право на свободное передвижение,
o право на жилище и его неприкосновенность,
o право на труд,
o право на отдых,
o право на образование,
o право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
o право на получение юридической помощи,
o право на получение социальной помощи,
o свобода мысли и слова,
o свобода совести, свобода вероисповедания,
o свобода информации,
o свобода творчества. • обязанность защищать Родину.
• обязанность соблюдать законы, (ч. 2 ст. 15).
• обязанность сохранять природу и окружающую среду, (ст. 58),
• обязанность беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44)
• обязанность платить налоги и сборы (ст. 57),
• обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38),
• обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).

Ведущий: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них государство. Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на то, что в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, в дальнейшем, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность.
Ведущий: Итак, мы уже добыли некоторые знания, вернёмся к проблеме:
Зачем нужно знать Основной закон страны?
Участники: дают ответы (например, для того, чтобы знать свои права и свободы, обязанности)
Ведущий: Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.
Упражнение-энергизатор «Врасти в землю».
Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.
Немного отдохнули, продолжим общаться.
Ведущий: Что из следующих ситуаций является нарушением прав и свобод человека, а что несоблюдением обязанностей гражданина?
Ситуации :
o Полиция задержала подростка и не сообщила об этом его родителям.
o Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка.
o Конституционность единого государственного экзамена (ЕГЭ).
o Громкая музыка с 22:00 до 08:00 в многоквартирном доме.
o Ученик освобождён от физкультуры в школе.
Хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка.
Консультация юриста: Телефон – сильная приманка для хулиганов, так как стоят они дорого, сбыть их можно быстро, а отнять у ребенка – легко и просто. Порой сами дети невольно провоцируют грабителей. Я считаю, что имеет место правонарушение. Потому что, было покушение на личное имущество ребёнка. Я могу это доказать, опираясь на собственное описание ситуации и подозреваемого, а также использовать показания свидетелей. Исходя из этого, я делаю вывод о том, что ребёнку и его родителям необходимо написать заявление в полицию. Глава 24 Статья 213 УК РФ. Хул

Поиск