Опубликованные материалы

«Устное народное творчество как средство формирования экономической компетенции старших дошкольников»

17-05-2024

Горяинова Татьяна Николаевна

 воспитатель

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным.

Формирование экономической культуры дошкольника, которая является частью общей культуры личности человека, является задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Внедрение экономического воспитания в дошкольном возрасте даёт возможность детям освоить новые понятия и категории, связанные с финансово-экономической деятельностью взрослых. Дети получают представление о мире профессий и важности труда, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах, а также знакомятся с этическими понятиями: честность, щедрость, бережливость, экономность и трудолюбие, формируются умения планировать свои действия, соподчинять желания с возможностями, закладываются чувства ответственности, обдуманности своего поведения и решения.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных задач.
Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных средств обучения экономике, значительное место отводится устному народному творчеству: сказкам, пословицам, поговоркам. У них огромный воспитательный потенциал: сказка – это особый литературный жанр, она «обучает» и «воспитывает», а уместно сказанная пословица может оказать влияние на поведение и принятие решений, каждая пословица может чему-то научить или отчего-то предостеречь. Устное народное творчество является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления.
В основу отбора сказок, пословиц и поговорок для деятельности с детьми по формирования экономической компетенции легли такие финансовые понятия как:
- труд
- лень
- бережливость и экономия
- товар и стоимость
- деньги
- реклама
- желания и возможности
Сказки, отражающие труд людей и вознаграждение за него, помогают формировать понимание необходимости и целесообразности труда, показывают взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, подводят детей к пониманию что труд – необходимое условие благополучия человека, формируют отрицательное отношение к лени, а также помогают формировать представление о разнообразии свойств природных ресурсов, которые необходимо учитывать при их использовании, прививать хозяйский подход.
В русской народной сказке «Заюшкина избушка» заяц правильно использовал природные материалы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. А лиса была непрактичная, она не знала из каких материалов надо строить дом, вот и построила дом изо льда, который растаял.
Работая со сказкой «Колобок» вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, – какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.
После чтения сказки «Морозко», задала вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?», что заставило детей задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.
Например, после чтения сказки «Терем-теремок» детям были заданы такие вопросы:
- Какими видами труда занимались жители теремка?
- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?
- Как был восстановлен теремок?
В ходе обсуждения уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Дети сделали вывод, что каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.
Сказки, раскрывающие потребности людей, помогают расширять представления о возрастающих потребностях человека и возможность их удовлетворения, развивая способность к установлению взаимосвязи между этими категориями, формировать отрицательное отношение к жадности и глупости. Такие сказки как «Каша из топора», «Как коза избушку построила», «Жадная старуха». Например, в русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могли выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.
Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство: «Лисичка со скалочкой», «Мена».
Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость: «По щучьему велению», «Муха-цокотуха» К. Чуковского.
Сказки, знакомящие с понятием «реклама», помогают раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, развить способность критически оценивать рекламу (правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности), дают представление о рекламе как о способе получения выгоды, помогают сформировать представления о профессии рекламного агента.
В русской народной сказке «Лиса и козёл» лиса сделала рекламу колодезной воде и заманила козла в колодец, чем спасла свою жизнь. Козёл поверил лисе и чуть не погиб. В авторской сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не даёт молока. Ему помог предприимчивый паренек, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей. Также использовали пословицу «Не похвалишь - не продашь». В сказке «Кузьма скоробогатый» лисица была расчетливая и смекалистая, через рекламу вызвала интерес царя к Кузьме и сделала его богатым.
В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность строится на основе принципа интеграции, поэтому внедрение основ финансовой грамотности целесообразно включать в различные виды деятельности также посредством пословиц и поговорок с финансово – экономическим содержанием.
При чтении художественной литературы. Например, после прочтения басни «Стрекоза и муравей» проводилось обсуждение, которое помогло раскрыть смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».
Во время бесед о профессиях знакомили детей с пословицами «Кто любит труд, того люди чтут», «На работу с радостью, а с работы с гордостью».
Наблюдения за трудом взрослых, трудовая деятельность с детьми, дежурство помогают раскрыть смысл пословиц: «Дело мастера боится», «Умелые руки не знают скуки», «Дерево ценят по плодам, а человека — по делам».
При организации продуктивной деятельности – «За всякое дело берись смело», «Дело мастера боится».
Сказки, пословицы и поговорки, не являются основным инструментом формирования основ финансовой грамотности, но запас способов их применения поистине огромен, они пробуждают у детей интерес к окружающему, помогают объяснить новые финансово-экономические понятия и категории, помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.





Поиск