Опубликованные материалы

Движение земной коры

05-06-2024

Наталья Алексеевна Афросина

 Учитель географии филиала МБОУ "СОШ № 1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области" в с. Хватовка

Технологическая карта урока по теме «Движение земной коры. Землетрясение»

Предмет География
Класс 6
Номер урока
Тип урока Урок - практикум
Тема Движение земной коры. Землетрясение.
Цель Определить причины образования процессов, приводящих к образованию землетрясения, знать приборы, измеряющие его силу.
Задачи Образовательные:
- продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);
Развивающие:
- формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. Воспитательные:
- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
Планируемые результаты Предметные: (знания, умения, представления)
Знать значение и объяснять особенности образования понятий «Землетрясение», «Очаг землетрясения», «Эпицентр Землетрясения», «Сейсмический пояс», «Грабен», «Горст», «сейсмограф». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений.

Личностные: (личностные УУД)
Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные:
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами)

УМК 1. Учебник. География. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. 5-6 класс. М. : Просвещение, 2015. – 191с. : ил., карт. – (Полярная звезда).
2. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)
3. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
4. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.
5. «Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.
6. Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.
Ресурсы (оснащение) 1. Атлас. География» 5-6 класс. М.: Дрофа 2014 г.
2. Настенная карта «Землетрясения и вулканы».
3. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.
4. Контурные карты. География» 5-6 класс. М.: Дрофа. 2014 г.
5. Сейсмограф ( или на экране, или рисунок).
6. Презентация.
7. Раздаточный материал.


п/п Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников Универсальные учебные действия
1 Организационный этап.
1 мин. Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке


2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
5 мин. 1. Предлагает учащимся прослушать аудиозапись шума землетрясения и ответить на вопрос:
• Какие чувства вызвала у вас эта аудиозапись?
2. Предлагает выдвинуть гипотезу (предположение) о том, какое природное явление сопровождается таким шумом?

3. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока(Слайд 1).

4. Предлагает ответить на вопросы и сформулировать цель и задачи урока:
• Что вам известно о землетрясении?
• Почему изучают землетрясения?
• Что нужно о них знать людям, которые живут в районах, где происходят землетрясения?
(Слайд 3)




1. Слушают аудиозапись и рассказывают о своих чувствах.



2. Выдвигают гипотезы, обосновывают их.





3. Формулируют тему урока.



4. Отвечают на вопросы и формулируют:
• цель урока: ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.
• задачи урока:
- изучить причины возникновения землетрясений;
- узнать где и как часто происходят землетрясения;
- узнать какое влияние оказывают землетрясению на безопасность и жизнедеятельность людей;
- рассмотреть, как и зачем изучают землетрясения. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:
- целеполагание.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции.

ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные УУД:
- актуализация знаний о движениях земной коры.


3 Актуализация знаний.
5 мин. Предлагает ответить на вопросы:
1. Какие движения земной коры вы знаете?
2. Какие движения земной коры называют горизонтальными, вертикальными?
3. Какая у них скорость?
4. В чём состоит роль горизонтальных и вертикальных движений для формирования рельефа Земли? Отвечают на вопросы. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
ЛичностныеУУД:
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные УУД:
- актуализация знаний о движениях земной коры.

Физкультминутка.
1 мин. Предлагает провести физкультминутку Проводят физкультминутку.
4 Первичное усвоение новых знаний.
20 мин. 1. ответить на вопросы:
• Что такое землетрясение?
• Что такое очаг и эпицентр землетрясения?
• Почему возникают землетрясения?
2. Предлагает заполнить маршрутный лист – задания 1, 2.
3. Предлагает ознакомиться с рисунком 77 в учебнике и Приложением 1об измерении силы землетрясения и ответить на вопрос:
«Как оценивают силу землетрясения?»
4. Предлагает работу в парах: определить силу землетрясения по отрывку из воспоминаний М. Горького, который был свидетелем землетрясенияПриложение 2 и Приложение 1.
5. Предлагает заполнить маршрутный лист – задание 3 (Приложение 4).
6. Предлагает каждой группе сравнить рис. 69 и 78 в учебнике и сделать вывод о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ(Слайд 8).




7. Предлагает заполнить маршрутный лист – задания 4,5 (Приложение 4)
8. Предлагает посмотреть слайд 9 о том, как часто на Земле происходят землетрясения.
9. Предлагает посмотреть презентацию учителяо последствияхземлетрясений (Слайды 10 -16).
10. Предлагает заполнить маршрутный лист – задание 6. (Приложение 4).
11. Знакомит учащихся с изучением землетрясений.(Слайд 17).
12. Предлагает заполнить маршрутный лист – задание 7. (Приложение 4).
13. Предлагает ответить на вопрос: «Зачем изучают землетрясения?» (Слайды18,19)
14. Предлагает выполнить учебные модули ЭОР Действия населения при землетрясении. Практика
Организует взаимопроверку заданий на маршрутных листах. 1. отвечают на вопросы.















2. Заполняют маршрутный лист – задания 1,2 (Приложение 4).
3. Изучают (Приложение 1) и знакомятся со шкалой для измерения силы землетрясения и отвечают на вопрос.




4. В парах учащиесязнакомятся с Приложением 2 и по Приложению 1 определяют силу землетрясения в баллах и обсуждают результаты групп.


5. Заполняют маршрутный лист – задание 3 (Приложение 4).
6. На основе сравнения карт на рисунках 69 и 78 каждая группа составляет свойвывод о районах возможных землетрясений и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами.
7. Заполняют маршрутный лист – задания 4,5 (Приложение 4).
8. Изучают слайд 9 о частоте землетрясений на Земле.

9. Знакомятся с презентацией учителя тетрадь о последствиях землетрясений (Слайды 10 -16).

10. Заполняют маршрутный лист – задания 6. (Приложение 4).
11. Знакомятся с изучением землетрясений.

12. Заполняют маршрутный лист – задания 7. (Приложение 4).
13. Отвечают на вопрос.

14. Выполняют учебные модули ЭОР Действия населения при землетрясении. Практика.
Проводят взаимопроверку заданий на маршрутных листах. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе, в паре и индивидуально;
- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях;
- оценка;
- коррекция.

Познавательные УУД:
- находить достоверную информацию
- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;
- анализировать и обобщать;
- делать выводы;
- представлять информацию в виде текста.

Коммуникативные УУД:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёра;
- различать в речи другого доказательства, факты;
- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;
- уметь правильно выражать свои мысли в речи;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД::
- осознавать свои интересы, цели;
- осознавать свои эмоции:
- осознавать новые социальные роли и правила.

Предметные результаты:
- углубить знания о движениях земной коры;;
- объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог»;
- знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения;
- описывать последствия землетрясений разной силы;
- сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений;
- получить представление о профессии сейсмолога;
- знать правила безопасного поведения при землетрясении.


Физкультминутка.
1 мин. Предлагает провести физкультминутку Проводят физкультминутку.
5 Первичная проверка понимания.
3 мин. Предлагает в группах обсудить проблемный вопрос: «Возможны ли землетрясения на территории Саратовской области? Объясните почему?» (Слайд 20) Отвечают на вопрос. Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- выдвигать предположения;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- анализировать, делать выводы

Регулятивные УУД:
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе.
- выбирать средства достижения цели в группе;
- уметь применять полученные знания в новой учебной ситуации; - оценивать степень достижения

Поиск