Опубликованные материалы

Проект "Палочки Кюизенера, как многофункциональное средство интеллектуального развития дошкольников"

22-04-2024

Эльмира Ахмедовна Алимова 

 воспитатель
Цель проекта:
Формирование математического мышления, развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста


Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
Познакомить с понятием величины: длины, высоты, ширины;
Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
Овладеть арифметическими действиями. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел
Освоить прямой и обратный счет.

Развивающие:
Способствовать развитию пространственных представлений;
Развивать психические процессы: восприятие, мышление ( анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.
Развивать мелкую моторику рук, комбинаторные и конструкторские способности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.





Пояснительная записка.
Методический материал технологии интенсивного интеллектуального развития «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Новикова В.П., Тихонова Л.И. является современной формой работы с детьми.
Проект направлен на:
- обучение счету, развитие логического мышления и воображения, формирование познавательной активности, стимулирование навыков мелкой моторики и конструкторских способностей ребенка.
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству и обеспечению ему равных стартовых возможностей при поступлении в школу, содействие успешной социальной адаптации, эмоционального благополучия.
Особое внимание уделяется расширению кругозора и развитию логического мышления, игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и являются существенным компонентом этого обучения. Строятся на адекватных возрасту формах работы с детьми, обеспечивающими формирование предпосылок учебной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Причины создания проекта
Повышение образовательного уровня детей дошкольного возраста, обогащение ребенка новыми знаниями. Обучение ребенка умению самостоятельно анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт. Развитие познавательной активности, логического, творческого мышления. Игры и упражнения с палочками Кюизинера положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Новизна
Методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Палочки Кюизенера просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в совсем раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Помимо явной эффективности обучения методики, палочки Кюизенера задействуют еще и ряд пограничных областей: развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку.

Основные особенности проекта:
-абстрактность, универсальность;
- высокая эффективность;
- вызывают живой интерес детей;
-развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач;
-знакомят со своеобразной цветной математикой.

Идеи проекта:
Становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.
Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Легко вписывается в систему предматематической подготовки детей к школе.

Актуальность
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка формируются психические процессы, математические представления, приобретается опыт общения со сверстниками.
Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

В педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автоди¬дактизма занимают все большее место. Палочки Кюизенера широ¬ко применяются в детских садах Польши, Франции, Бель¬гии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми ис¬пользуются еще недостаточно. Причины этого — в недо¬оценке развивающих возможностей этих дидактических ма¬териалов, а также в отсутствии соответствующей методиче¬ской литературы

Педагогическая целесообразность.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

Возраст детей. Технология предназначена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (3-7 лет).
Сроки реализации технологии. Технология рассчитана на 4 года обучения.
Игровые занятия проводятся один раз в месяц.
Продолжительность с детьми младшего дошкольного возраста 15 минут, среднего – 20 минут, старшего – 25 минут, подготовительного - 30 минут.
Форма обучения. Данная технология предполагает как групповые, так и подгрупповые, индивидуальные формы организации работы в совместной деятельности.


Этапы внедрения проекта
Подготовительный
Оформление цели, задач. Совместная деятельность детей с педагогами: игровая, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), познавательная. Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта. ¬ ¬ Создание условий для игр и занятий с палочками Кюизенера. ¬ Знакомство детей со свойствами игровой технологии. Решение проблемных ситуаций.
Основной (практический)
Проведение познавательно – исследовательской деятельности с фиксацией результатов.
Заключительный
Обобщение и систематизация полученных знаний. Фиксирование результатов полученных знаний
План реализации проекта
Работа с педагогами сроки

Изучение литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Подборка загадок, дидактического материала;

Разработка конспектов ООД, тематики работы с родителями

в течение учебного года
Работа с воспитанниками
Дидактические игры с палочками Кюизенера;

Упражнения на развитие мелкой моторики

Отгадывание загадок, рассматривание альбомов

Чтение художественной и познавательной литературы

Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Строим дом», «В цветном городе»
в течение учебного года
Работа с родителями
Консультации и беседы «Организация совместных игр детей и родителей с палочками Кюизинера»; «Растем играя»; «Формирование пространственных представлений с помощью палочек Кюизинера»; Консультация для родителей «Моделируем числа»;

Фотовыставка «Творческая мастерская «Чудо-палочки»

Родительское собрание «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» «Логические математические игры с палочками Кюизенера»

Представление лучшего семейного альбома «Палочки Кюизинера для игр с ребенком дома»

Папка-передвижка «Игры и упражнения с волшебными палочками Кюизенера»
течение учебного года

Поиск