Опубликованные материалы

Устный счет как неотъемлемый этап урока математики в школе для детей с интеллектуальными нарушениями

11-05-2024

Шуршикова Ирина Александровна

 

 учитель МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ Орехово-Зуевского г.о. Московской области

Устный счет как неотъемлемый этап урока математики в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.


Этот этап урока является обязательной частью почти каждого урока математики, исключая уроки письменного контроля знаний.
Задачи устного счета многообразны: закрепление знаний по изучаемой теме, формирование приемов устных вычислений, подготовка учащихся к усвоению новых знаний, формирование любознательности, интереса к математическим фактам и урокам математики, развитие беглости счета, внимания, воображения, коррекция и развитие мыслительных процессов, темпа умственных действий, речи, особенно расширения математической терминологии. Например, одно и то же задание 15 + 5 учитель предлагает учащимся, используя разную формулу: к 15-ти прибавить 5, 15 плюс 5, 15 увеличить на 5, первое слагаемое 15, второе 5, найти их сумму, найти сумму чисел 15 и 5, найти значение выражения 15 плюс 5.
Содержание устного счета разнообразно: устные упражнения на закрепление нумерации: счета, состава чисел, места чисел в числовом ряду, соотношения количества числа и цифры, сравнение чисел, свойств натурального ряда чисел и т.д., усвоение устных вычислительных приемов четырех арифметических действий, решение простых задач, в т.ч. геометрического содержания, нахождение компонентов арифметических действий, задания на закрепление соотношений единиц измерения величин, преобразование чисел, полученных от измерения и др.
Содержание математического материала должно быть дифференцированным по степени сложности, чтобы включить в устный счет всех учащихся класса, с учетом их актуальных знаний и потенциальных возможностей каждого ребёнка. Все дети должны активно работать в доступном темпе. Каждый должен получить доступное задание.
При выборе формы устных упражнений учитываются особенности познавательной деятельности, сенсорных анализаторов младших школьников с интеллектуальным недоразвитием, их отношение к математике, содержание устных заданий. Большинство заданий предъявляются в занимательной форме, широко используются дидактические игры, создаются игровые ситуации по использованию математических знаний в повседневной жизни, где сами учащиеся выступают в роли учителя (игра «Школа»), продавца, кассира, покупателя, пассажира (игра «Магазин», «Почта» и др.), привлекаются герои сказок, мультфильмов, телепередач, игрушки. На данном этапе урока демонстрируются красочные пособия, на которых записаны математические задания (шары, цветы, рыбки, самолеты и т.д.).
Устные задания предъявляются учащимся в слуховой, зрительной и зрительно-слуховой форме с учетом особенностей восприятия каждого ребёнка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта (учитель называет пример, а учащиеся записывают только ответ); задания воспринимаются зрительно (записаны на доске, плакате, их держат зверята: зайка, мишка), или воспринимаются и зрительным и слуховым анализаторами: учитель или ученик называет и показывает пример, дети дают ответ в письменной или устной форме.
Важно на этом этапе установить обратную связь: учитель - ученик. Правильность ответов оценивается в отсроченной проверке (математические диктанты), в устных ответах, в показе ответов с помощью цифровой кассы, таблиц, «светофора» (верно - зелёный, неверно - красный), программированных заданий и т.д.
Успехи учащихся в устном счете оцениваются учителем на каждом уроке и в системе уроков.
Учитывая максимум интеллектуальных усилий, внимания, которые требуются от учащихся при устном счете, достаточно высокий темп работы на этом этапе урока, его следует проводить в начале урока или перед объяснением нового материала, если его цель - готовить к восприятию новых знаний, к решению сложной текстовой задачи.
Продолжительность устного счета не должна превышать 10 - 12 минут.
Достоинства этой части урока:
- четкая постановка цели;
- умелое руководство устным счетом со стороны учителя;
- подбор дифференцированного, содержательного математического материала, отвечающего цели данного этапа урока, учитывающего разные уровни возможностей детей с трудностями в обучении, в усвоении математических знаний;
- красочное оформление этого этапа урока, использование разумного количества пособий, привлекающего внимание детей к математическому материалу и способствующего развитию интереса к урокам математики, формирующее мотивы умственной деятельности;
- умелое сочетание различных методов и приемов обучения, учитывающих особенности возраста, и главное познавательной деятельности школьников;
- разнообразие форм предъявления устных заданий, учитывающих особенности восприятия детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии;
- разумная продолжительность устного счета (не более 10 - 12 минут) с учетом утомляемости и работоспособности детей;
- доступность темпа ведения занятий, постепенность увеличения темпа от класса к классу.
Занятие устным счётом надо вести в живом, достаточно быстром темпе, вовлекая в эту работу каждого ученика. В практике распространены следующие виды устного счёта:
I. Решение простых примеров (в одно действие) – наиболее простая и часто применяемая форма обучения устному счёту. На решении простых примеров идёт объяснение приёмов устных вычислений, на них же производятся и тренировка в устном счёте. Содержание простых примеров определяется разделом программы, изучаемым в данный момент. Через каждые два – три примера, необходимо спрашивать не только ответ, но и объяснение - какими приёмами пользовался ученик для получения результата. Примеры могут предлагаться в следующей форме:
1) называются те действия, которые надо произвести над данными числами, например,
6 разделить на 2; 4 умножить на 3; к 47 прибавить 53; из 84 вычесть 40;
2) предлагаются задания: данное число увеличить или уменьшить на несколько единиц или в несколько раз, а ученики сами должны подобрать необходимые действия, например,
6 уменьшить в 2 раза;
4 увеличить в 3 раза;
47 уменьшить на 7;
56 увеличить на 4;
3) предлагая примеры, не указывается действие в явной форме, а называется результат, который должен быть найден, например,
найти сумму 50 и 40;
найти разность 84 и 40;
найти произведение двух чисел 5 и 4;
найти частное от деления 27 на 3.
Хорошим подспорьем при устном счёте в проверке правильности решения примеров каждым учеником являются счётные тетради, пластиковые доски или в наличии - тройные «светофорчики». В первом случае ученики показывают ответ в счётной тетради, во втором – пишут восковым мелком на пластиковой доске, в третьем – при наличии цветной триады «Светофор» показывают круг того цвета, который соответствует правильному числовому ответу на слайде или таблице на доске.
II Счёт по таблицам.
В предыдущих упражнениях ученики воспринимали числа на слух, производили над ними действия устно и давали ответ. Но устные вычисления можно производить и над записанными числами. Упражнения такого вида базируются на зрительном восприятии чисел, записанных на классной доске или напечатанных в форме таблиц на слайде.
Например.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 3 5 7 9 6 5 1 0 0 0
7 9 1 4 5 3 1 5 0 0 0
2 5 7 6 8 1 4 2 0 0 0
6 8 4 1 3 7 6 6 0 0 0
3 4 8 5 7 2 5 3 0 0 0
8 7 3 9 2 5 2 4 0 0 0
4 2 9 3 6 8 3 3 0 0 0
9 6 2 8 1 4 4 2 0 0 0
5 1 6 2 4 9 3 5 0 0 0
4 5 8 6 9 7 6 4 0 0 0

Это одиннадцать съёмных полос, которыми пользуются так: вывешиваются две полоски на классной доске на некотором расстоянии одна от другой. Между ними пишутся на доске знаки действий. Полоски с цифрами удобно использовать для действий с круглыми десятками и для действий с двузначными числами. Для этого вешаю рядом две полоски решая примеры, обучающиеся могут записывать весь пример полностью, например, 13 + 57 = 70, 79 – 14 = 65, и т.д.
III) Задания на тему «Нумерация»
• «Восстановите числовой ряд».
Назвать пропущенные числа в данном числовом ряду:
16, …, 18, 19, …, 21
54, 53, …, 51, …, …,48
• Назвать предыдущее число:
…, 43 …, 60 …, 701
• Назвать последующее число:
13, … 69, … 130, …
• Назвать разрядные единицы заданного числа:
146, 502, 81
• Назовите число, в котором:
3 сотни, 2 десятка, 7 единиц
8 сотен, 5 единиц
4 сотни, 9 десятков
• Установи закономерность и продолжи ряд на два числа:
310, 320, 330, …, …
605, 504, 403, …, …
IV) Задачи. Навыки устного счёта вырабатываются не только через решение примеров, но и на задачах. Устные задачи должны быть интересны по содержанию, тесно связаны с повседневной жизнью и практической деятельностью обучающихся. В них должны отражаться ситуации, в которых школьникам приходится часто находиться. В этом случае ученики ежедневно будут наблюдать связь обучения с жизнью, реальность решаемых задач.
Целесообразно решать задачи на вычисление стоимости покупок, на определение остатка, то есть сдачи, поученной с определённой суммы денег, задач – расчётов. Например, рассчитать плату за электричество, определить стоимость одежды ученика, хватит ли 100р. на проезд автобусом шести ученикам и т.д.
Решение устных задач в 2 – 3 действия следует чаще записывать, чем решение задач в одно действие. Вопросы при этом не записываются, а проговариваются устно.

Поиск