Опубликованные материалы

Психолого-педагогический класс: новая (старая) практика школьной жизни, или старт в профессию учителя

17-10-2023

Олеся Михайловна Загидулина

 МОУ СОШ №5 п. Карымское с пришкольным интернатом учитель истории и обществознания

Психолого-педагогический класс: новая (старая) практика школьной жизни, или старт в профессию учителя
Профессиональное развитие педагогического работника важная задача современного образования. Одним из вариантов формирования профессиональных компетенций является развитие института наставничества.


Под наставничеством принято понимать процесс эффективного взаимодействия наставника и наставляемого, процесс передачи опыта и знаний менее опытному, который часто рассматривается в качестве способа передачи знаний.
Традиционно в образовании систему наставничества связывают со «Школой молодого педагога». Но что бы молодой педагог пришел в школу, что бы в будущем стал хорошим специалистом, нужно начинать работу наставничества намного раньше, когда будущий успешный педагог еще сидит за школьной партой и называется учеником.
Многолетний опыт педагогического образования в нашей стране говорит о том, что большое значение имеет допрофессиональная подготовка. Одной из таких наиболее эффективных форм являются педагогические классы, а профессиональная ориентация на педагогическую профессию является важнейшим направлением всей системы профориентационной работы, как в общеобразовательном, так и в профессионально-педагогическом учреждении.
Первоначальная работа по профессиональной ориентации будущих педагогов начинается ещё в школе. Некоторые думают, что поступление в педагогический вуз, даст определённость его будущей профессии. Однако это далеко не так - выходя на практику, студент, не имеющий таланта в общении с детьми, сразу чувствует неудобство и испытывает сильнейшее желание немедленно всё бросить. Хорошо, если из практической педагогики уйдёт случайный человек, а если страна потеряла ещё одного Макаренко или Сухомлинского? Из этого следует вывод, профессиональную ориентацию необходимо продолжать и в стенах общеобразовательного учебного заведения, и за его пределами в виде педагогических проб.
В современной России интерес к наставничеству стал возрождаться примерно пять-шесть лет назад. Основой для его развития на новом витке, которое иногда называют перезагрузкой или «Наставничеством 2.0», стали традиции, сложившиеся в нашей стране не только в советский период, но и на протяжении всей ее истории. Наставничеству уделяют все больше внимания в самых разных сферах деятельности, совместные усилия для его институционализации прилагают общество, бизнес и органы государственной власти. Особенно активно оно развивается в сфере образования.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов в 2022 году заявил о том, что к 2024 году в школах РФ будут открыты 5 тыс. профильных педагогических классов, основная задача которых будет заключаться в реализации программы наставничества школьников и сопровождению их в профессию педагога. 27.12.2022 в Забайкальском крае была утверждена Концепция и План мероприятий «дорожной карты» по созданию и функционированию профильных психолого-педагогических классов в общеобразовательных организациях Забайкальского края. На сегодняшний день в г. Чита и во многих районных центрах Забайкальского края открыты психолого-педагогические классы.
В своем докладе я не стану особо углубляться в теорию и статистику данного направления работы, а поделюсь своим авторским видением организации ППК на базе ОО.
В этом учебном году, в нашем районе, на базе нашей школы, был открыт педагогический класс. Начиная работу по написанию программы, подготовки занятий и решению прочих организационных и рабочих моментов, я тоже столкнулась с рядом вопросов и проблем. Признаюсь честно, что первые шаги в данном направлении не дали ожидаемые результаты. Все опубликованные программы – типовые, почти все разработки занятий – теоретические, интересных и эффективных практик очень мало. Поэтому мы решили не искать пример и создать свою авторскую систему организации ППК.
Не вникая в детали, я покажу как с помощью нескольких несложных этапов можно получить максимальный результат в данном направлении работы.
1. Структура программы.
Любая работа начинается с планирования. От такого как спланируешь, такой результат по итогу и получишь. Поэтому мы не стали брать стандартную программу и составили собственную. Программа рассчитана на 1 год (144 часа, 4 в неделю). Состоит из 8 модулей. Если внимательно посмотреть на слайд, то вы увидите что на теорию (которая мало интересна детям) отводиться 36 часов (1 час в неделю), и при этом модули построены таким образом что у воспитанников самих возникает желание ее получить от педагога-наставника. Все остальные модули практико-ориентированные. Такой расчет позволяет сохранить интерес у детей посещать данные занятия, а главное дальше планировать свой педагогический маршрут.
Каждый модуль (кроме теории) это отдельно взятая работа по наставничеству будущего абитуриента, будущего педагога.
Описание модулей.
1. «Лучше один раз увидеть» - модуль дает возможность встретиться со специалистами разных направлений педагогики, познакомится с их опытом.
2. Профессиональная гостиная «В гостях у мастеров» - в рамках социального сотрудничества (ЧПК, ЗабГУ) Дети получают возможность познакомиться с учебным заведением, совершит профессиональные пробы, принять участие в конкурсах профмастерства и онлайн школах.
3. «Я уже почти учитель» - данный модуль приобщает школьника к педагогической общественности посредством участие в концертах, конкурсах профессионального мастерства, педагогических встречах и др.
4. Профессиональные пробы «От слова к делу» - возможность подготовить и провести внеклассное занятие, урок.
5. «Если вдруг возник вопрос» - теория для подготовки к уроку или занятию
6. «Сами тоже можем» - «Эврика», «Проекты», «Олимпиады»
7. «На старт – абитуриент» - онлайн школа, получение сертификатов и иных документов для льготного поступления.
8. Мой педагогический отряд – внеурочная деятельность. Творчество, спорт.
Создавая гибкую, практико-ориентированную модель предпрофессионального образования педагогической направленности для качественной подготовки обучающихся, сразу увеличился процент поступления выпуск-ников школы в колледжи и вузы на педагогические специальности. Данная модель педагогического наставничества не только дает эффективный воспитательный результат для школьников, во время обучения в ППК, но и оказывает помощь в первоначальной работе подготовке педагогических кадров.


Поиск