Опубликованные материалы

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании доброжелательных отношений в условиях

11-03-2024

Попова Сабрина Валерьевна

 Студентка

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании доброжелательных отношений в условиях
В педагогическом словаре Коджаспирова Г. М. Коджаспиров А.Ю. утверждают, что Сюжетно-ролевая игра – игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.
[22, с 45]
Словарь справочник по педагогике В.А. Мижериков. П.И. Пидкасистого дается следующие понятия. Сюжетно-ролевая игра – основная форма детей дошкольного возраста, возникшая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Сюжетно ролевая игра – это игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают их действия взаимоотношения. [16, с 116]
Г. М. Коджаспирова утверждает, что сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п.
[15, с 45]
Педагог в этом случае должен направить линию развития сюжета, обогатить содержание роли, доброжелательных меж ролевых взаимоотношений, тем самым влиять на формирование доброжелательных межличностный отношений между детьми. Так, например, в игре «семья» педагог обращает внимание детей на то, что папа доброжелательно относится к своим детям и их маме. Игры на развитие доброжелательности: «Магазин», «Больница», «Почта», «Детский сад», «Семья» и т. д. В этих играх у детей дошкольного возраста формируются нравственные качества.


Игры оказывают влияние на поведение детей при соблюдении ими правил: «прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть», «подумай, с кем ты будешь играть», «игру доводи до конца с тем, с кем начал», «играть нужно дружно», «постройки не разрушать, а разбирать, строительный материал не сваливать, а складывать в порядке». Следование правилам приучает ребенка к порядку, к осознанному отношению к игре.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношения к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительные отношения к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игры.
Социальный мотив закладывается в сюжетно ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему не доступны. Многие отечественные психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формированием морального облика ребенка?». А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине игры, в самых ее истоках имеются эмоциональные основания.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта до-школьника.
Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых, у них появляются любимые герои, которым они стремятся подражать.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество.
Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях – все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
6. Развитие речи.
Слово помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживание партнёров, согласовать с ними свои действия.
Л. С. Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоение речи. Задержанные в своем речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Вывод главы 1
Таким образом, в дошкольном возрасте следует воспитать у ребёнка доброжелательное отношение к сверстнику, причём большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. И мы в ходе нашего исследования будем опираться на понятие Козлова С. А. «Доброжелательность» оно является оптимальным для нашего исследования, и мы будем опираться на него. В первой теоретической главе изучили основные понятия, задачи и рассмотрели роль игровой деятельности.

Поиск