Опубликованные материалы

Развитие творческих способностей младших школьников

09-03-2024

Терёхина Варвара Олеговна

 студентка ГБПОУ "Лукояновский педагогический колледж им.А.М.Горького"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Терёхина Варвара Олеговна,
студентка 3 курса ГБПОУ ЛПК


Творческие способности играют огромную роль в жизни каждого человека, начиная с детства и на протяжении всей жизни. Известно, что творческие способности приобретаются человеком не сразу, они формируются в процессе воспитания и обучения, и этот процесс требует огромных усилий и стараний. Чтобы творческие способности эффективно развивались у человека, нужно постоянно их поддерживать, стимулировать, работать над ними с раннего детства, что приводит к поиску новых методов и форм, способствующих их развитию. Во ФГОС НОО придается важное значение развитию индивидуальных творческих способностей, обучающихся и интереса к занятиям художественным творчеством в контексте культуро-творческого и эстетического воспитания школьников.
Процесс развития творческих способностей школьников осуществляется в процессе всего школьного обучения, но наибольшую значимость имеет процесс развития творчества в период обучения ребенка в начальной школе. В связи с этим современные педагоги серьёзно занимаются исследованием процесса развития творческих способностей детей в начальной школе. Однако для получения положительных результатов развития творческих способностей ребенка, необходимых для правильного решения новых нестандартных ситуаций, как правило недостаточно известных технологий, методов, способов.
На ступени начального образования происходит существенное расширение и совершенствование знаний, переходящих на новый уровень умений и навыков учащихся. Этот процесс прогрессирует в начальной школе, и в третьих - четвертых классах у большинства школьников выявляются и общие, и специальные способности к разным видам детской деятельности.
Проблема развития творческих возможностей школьников многозначна и сложна, для её решения необходимо сотрудничество ученых разных областей. Многие отечественные психологи и педагоги занимались исследованием проблем творчества и творческих способностей, например, Д.Б. Богоявленский, Н.Ф. Вишнякова, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов. Среди зарубежных психологов, исследования по данной проблеме проводили Г. Айзенак, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, А. Танненбаум и др.
Творческие способности связаны с умением создавать произведения материальной и духовной культуры, предлагать новые идеи, делать открытия, изобретать. Это персональные особенности качества человека, которые обусловливают успешность выполнения им определенного вида творческой деятельности.
По мнению Б.М.Теплова, «способности – это не только знания, умения и навыки, это особенности человека быстро их приобретать и результативно использовать в практической деятельности».
С. Л. Рубинштейн усматривал в составе каждой способности, делающей школьника способным к выполнению конкретной деятельности, определенные операции и варианты действий, и отмечал, что «основа способности — это не освоенная операция, а те психические процессы, с помощью которых эти операции функционируют, направляются, контролируются».
Творческие способности связаны с умением создавать произведения материальной и духовной культуры, предлагать новые идеи, делать открытия, изобретать. Творческие способности – это персональные особенности качества человека, которые обусловливают успешность выполнения им определенного вида творческой деятельности.
По мнению С.В.Ждановой, в творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому необходимо уделить должное внимание развитию творческих способностей.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.
Творческие способности школьников формируются через участие во внеурочных мероприятиях: различные олимпиадах, конкурсах, разнообразных тематических викторинах, через выступления учащихся на утренниках, классных часах, и во многих других мероприятиях. Это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом, через различные виды искусства.

Поиск