Опубликованные материалы

"Духовно-нравственное воспитание через приобщение к родному языку, культуре, традициям и обычаям народов Республики Башкортостан"

02-10-2022

Зайдуллина Гульназ Рамазановна

 учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Кипчак-Аскарово Альшеевский район Республики Башкортостан

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.


В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности:
1. индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство);
2. семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции);
3. национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);
4. общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).
По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:
• нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
• нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
• нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:
• Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
• Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
• Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;
• Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.
В «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан» было отмечено, что национальное образование - это этнокультурная среда, в которой происходит сохранение и трансляция духовного и культурно-исторического наследия, формирование у подрастающего поколения нравственного иммунитета в рамках государственно- общественной системы дошкольного, общего и дополнительного образования.
Приобщение детей к духовной культуре, аккумулирующей в себе многовековой опыт народов Башкортостана, вылившийся в этнопедагогические нормы и правила, способствует решению ряда задач по формированию подрастающего поколения, его морально- этического отношения к своей семье, сверстникам, родному народу и окружающим его этносам. Самобытные этнокультурные традиции - это тот нравственный стержень, без которого немыслимо существование самой национальной школы.
«Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.
Язык народа - никогда не увядающий цветок. Оценивая любовь народа к родному языку, можно увидеть не только культуру человека, но и его гражданскую позицию. И любовь к Родине, Отчизне невозможно представить без родного языка. Ведь только через любовь к родному языку, к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живёшь и учишься.
Мы живем в Башкортостане, изучаем башкирский язык, культуру Башкортостана, тем самым обогащаем себя духовно. И родной язык становится основным фактором формирования национально- духовных основ личности.
Изучение родного языка и литературы в школе имеет огромное значение как в познавательном, так и в воспитательном отношении, так как оно связано с конкретными условиями жизни народа, с его бытом и культурой. Приобщение учащихся к национальным традициям родного народа и его идеалам, понимание национального характера и красоты родной природы, освоение богатств языка и норм нравственности своего народа эффективно осуществляются именно через произведения родной литературы. Осваивая эстетическую культуру и богатство языка родного народа, учащиеся открывают для себя путь к глубокому восприятию иноязычной духовной культуры.
По вопросу изучения родных языков школа тесно сотрудничает с родителями, работниками сельского дома культуры. Взаимодействие школы с родительской общественностью нацелено на то, чтобы семейное воспитание не находилось в противоречии с задачами, содержанием и направленностью воспитания в учебном процессе, не затрудняло их адаптацию к школьным требованиям и последующую интеграцию в общественную систему. С этой целью проводится целенаправленная работа по изучению и возрождению и широкой пропаганде основ национальной народной педагогики среди родителей, воспитанию у них чувства личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, культуры.
В то же время контингент учащихся в языковом плане не является однородным. На сегодняшний день, к сожалению, родители не видят стимула для развития речи на родном языке. Родители для своего ребёнка выбирают тот язык, на котором можно получить образование, профессию.
Миссия учителей родного языка – сохранить бесценное богатство – язык и культуру своих предков. Для этого учителя активно внедряют современные педагогические технологии, в том числе и информационно-коммуникационные технологии, в учебный процесс.
Таким образом, изучение и знание своего родного языка, языка своих родителей, дедов, прадедов обязательно для цивилизованного человека. Во-первых, это обогащает духовный мир ребенка, во- вторых, хорошие знания своего родного языка облегчают изучение других языков, в-третьих, служит сохранению культурных и духовных традиций народа. Ведь сегодня уже очевидно, что знание русского языка не предел, обязательно нужны международные языки Это - требование жизни. О необходимости знания родного языка говорил и Сухомлинский: «Сколько я знаю языков, столько раз я человек, но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты».




Поиск