Опубликованные материалы

НЕЙРОГИМНИСТИКА КАК КОМПЛЕКСНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ОСНОВ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ

25-02-2024

Злобина Ирина Валерьевна

Педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества детей и юношества "Технопарк" городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан


АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен механизм воздействия упражнений из области нейрогимнастики на развитие основ интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В заключении сделан вывод о необходимости внедрения подобных методов и приемов в программы общеобразовательных организаций, с целью повышения успеваемости обучающихся за счет улучшения их интеллектуальных способностей.
Ключевые слова: нейрогимнастика; нейроупражнения; межполушарное взаимодействие, интеллект, память.

Мы живем в стремительно развивающимся мире. Ученые, исследователи и изобретатели иногда просто поражают своими открытиями. И это не может не отражаться на жизни людей. В скором времени, в приоритете будут такие качества, как: легкообучаемость, гибкость мышления, креативность и т.п. Поэтому современному педагогу необходимо внедрять в свою работу новые методы и приемы обучения.
Каждый родитель и педагог задается вопросом: «Как вырастить здорового и успешного ребенка?» Этот вопрос достаточно актуален. Для формирования основ интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста в своей практике я использую элементы нейрогимнастики. Доказано, что нейроупражнения, выполняемые регулярно, помогают улучшить память, концентрацию внимания, самоконтроль, эмоциональное равновесие и интерес к учебе.
Выделяют несколько задач нейрогимнастики:
• Развитие межполушароного взаимодействия;
• Синхронизация работы полушарий;
• Развитие речи;
• Развитие мышления;
• Развитие мелкой и крупной моторики;
• Развитие памяти, внимания;
• Устранение дислексии и дисграфии.
В Национальном исследовательском университете Высшей школы экономики проводилось изучение навыков детей, пришедших учиться в первый класс. Исследователи выяснили, что 14% первоклассников поступают в школу, не умея читать, 17% - могут узнавать отдельные слова, а 48% обучающихся способны осилить короткий рассказ, но затрудняются в пересказе.
Давайте разбираться, каковы причины неуспеваемости детей в школе:
1. Отсутствие интереса;
2. Высокая нагрузка;
3. Недостаток концентрации внимания;
4. Неусидчивость;
5. Психологические проблемы и слабое здоровье;
6. Быстрая утомляемость.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был умным, успешным, смог реализоваться во взрослой жизни. Для того, чтобы это получилось, необходимо развивать головной мозг с ранних лет. Многие нейропсихологи приводят пример: «Строитель начинает строить дом с фундамента. Этот этап очень важен. Ведь от фундамента будет зависеть насколько крепким получится дом». Эта аналогия уместна и к развитию интеллектуальных способностей у детей. Родителям и педагогам важно заложить правильную базу знаний и навыков у ребенка, для того, чтобы ему было легко учиться в школе. Важно делать это грамотно и создавать нагрузку согласно возрастным ограничениям. Развитие детей раннего дошкольного возраста можно начинать с занятий творчеством. Такие задания можно давать ребятам и старшего дошкольного возраста, например, в периоды адаптации, чтобы снять нервное напряжение с ребенка. Рисуя картинку или изготавливая поделку, у детей формируются новые нейронные связи в головном мозге, их навыки улучшаются, развивается воображение, креативность, мелкая моторика рук.
В настоящее время нейрогимнастика становится очень популярным инструментом в руках специалистов. Представители многих педагогических профессий используют его в своей работе. Например, логопеды дают своим ученикам задания такого плана: ребенок выполняет упражнение руками, при этом проговаривая скороговорку, объединяя движения и мысль.
С помощью нейрогимнастики в головном мозге создаются новые нейронные связи, благодаря которым можно укрепить свое здоровье и «заполнить» существующие пробелы.
Наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Каждое из них отвечает за определенные функции. Очень важно, чтобы работа двух полушарий была слаженной. Благодаря механизму межполушарного взаимодействия, происходит обмен информацией между двумя долями. Именно поэтому в нейрогимнастике существует огромное количество упражнений, направленных на улучшение работы межполушарного взаимодействия. Остановимся на некоторых примерах.
Для начала мы проведем диагностику памяти у ребенка школьного и дошкольного возраста. Для этого мы прочитаем ему несколько разных слов: 10 слов для детей школьного возраста и 7-8 - для детей дошкольного возраста, и попросим их повторить. В норме после первого прочтения ребенок 5-6 лет должен запомнить 5 слов, школьник - 7. Если дети называют первые и последние слова, то это будет говорить о том, что межполушарное взаимодействие развито плохо.
В нейрогимнастике особое внимание уделяется упражнениям на взаимодействие двух рук. Это умение можно тренировать в бытовых условиях. Например, ребенку 2-3 лет позволять самостоятельно одеваться. В процессе надевания одежды у ребенка будут активироваться те отделы мозга, которые отвечают за взаимодействие двух рук одновременно. Так же, можно давать тюбик с зубной пастой и просить, чтобы малыш сам выдавливал пасту на зубную щетку. Попросить помочь в уборке по дому, выжать тряпочку. Вот такие элементарные действия задают глобальную работу головному мозгу. Со стороны взрослому человеку может показаться, что эти действия выполнить очень легко. Но ребенку младшего дошкольного возраста эти задачи легкими не покажутся. Выполняя эти действия самостоятельно, ребенок не только учится самостоятельности, но и тренирует свой мозг. С каждым разом малышу будет легче справляться с такими делами и это приведет к тому, что у него будет лучше развита память, мышление, воображение.
Очень важно не перегружать мозг ребенка сложными упражнениями! Не стоит забывать, что в раннем возрасте ведущей деятельностью у ребенка остается игровая, поэтому все задания строятся с помощью игровых технологий. С детьми 2-3 лет можно начинать обучение с творческих заданий, бытовых дел по дому, навыков самообслуживания.
С детьми от 3 до 5 лет можно начинать развитие с легких игр на логику от простого к сложному. Подключать упражнения из нейрогимнастики на совершенствование мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, использовать дыхательные упражнения.
Детям старшего дошкольного возраста добавляем упражнения на развитие ловкости и координации движений. Формируем не только мелкую, но и крупную моторику. Очень важно, чтобы ребенок развивался гармонично. Поэтому включаем упражнения на развитие пространственной ориентации и на формирование схемы тела. Чем лучше ребенок может управлять своим телом, тем крепче его психическое здоровье. С помощью таких упражнений у ребенка лучше сформируется сенсорная интеграция, умение чувствовать свой организм. Как следствие, у таких детей лучше развивается самоконтроль, они меньше подвержены эмоциональным истощениям, капризам и истерикам.
Для будущих первоклассников очень полезно выполнять упражнения из нейрогимнастики, направленные на развитие зрительно-моторной координации. Они способствуют улучшению глазодвигательных функций у детей и позволяют тренировать быстрый прием информации через зрительный анализатор. Эти упражнения важны для формирования красивого почерка. Каждому ребенку в школе зрительно надо выделять строку, клетку, ориентироваться на листе бумаги, выполнять задания на зеркальное воспроизведение картинок и т.п.
Таким образом, используя в своей работе элементы нейрогимнастики, можно заложить хорошую основу для интеллектуального развития ребенка. Внедрение подобных упражнений в программы общеобразовательных организаций повысит успеваемость детей за счёт улучшения их когнитивных способностей и других психо-физических качеств.

Список литературы:
1. Варенцова И.А., Суровегин А.Д. Развитие физической подготовленности лиц с детским церебральным параличом среднего школьного возраста // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». - 2022. - №6 (дата обращения: 06.06.2022)
2. Деннисон П. «Гимнастика мозга» Книга для учителей и родителей/ П. Деннисон. - СПБ. - Санкт-Петербург: Весь, 2020. - 320 с.
3. Журавлев А.В., Суранова Т.А., Поскотинова М.А. НЕЙРОГИМНАСИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.
4. Касымова Д.А. «Гимнастика для мозга - ключ к развитию способностей ребенка» - Сборн. «Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете».Международная научно-практическая конференция. Уфа, 2020, С. 275-28.
5. Педяш Наталья Что такое нейрогимнастика и зачем она нужна. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b17.ru/article/117813/, свободный (дата обращения: 17.04.2022)
6. Тевелев Виталий Расстройство когнитивных функций у тетей и отставание в развитии [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://matzpen.ru/articles/diagnostika/rasstroystva-kognitivnykh-funktsiy-i-otstavanie-v-razvitii-u-detey/, свободный (дата обращения: 17.04.2022)
7. Телепнева Н.А., Чехлыстова Т. Ю., Галуцкая М.Ю. Нейрогеимнастика в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apni.ru/artide/3430-nejrogimnastika-v-korrektsionno-razvivayushch, свободный (дата обращения: 14.04.2022)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 декабря 2009 г. № 373.
Интернет – источники:
1. Движение и самоконтроль. Развивающие игры. Валентина Паевская на YouTube. URL:https://www.youtube.com/watch?v=rM-tkpMwQS4 (дата обращения 19.01.2024г).

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://ped-online.ru/doc/65d457e910ecd-Педагогическая статья Злобина И.В. Технопарк.docx

 

Поиск