Опубликованные материалы

Особенности подросткого возраста

27-11-2023

Бычкова Анастасия Александровна

Психолог КЦСОН "Радость" МТЗ и СЗ в Заинском Муниципальном районе

«Мой ребенок трудный!»

Часто родители приходят с запросом: «Мой ребенок трудный, что делать с ним?»
Для начало нужно определить, кто такой «трудный» ребенок. У каждого ребенка есть особенности, и если эти особенности неврологического характера, то стоит обратиться к детскому неврологу или психиатру.


А бывает, что родителям сложно найти общий язык со своим ребенком. Истерики, демонстративное поведение, негативизм, непослушание - поведение ребёнка может, которое может провоцировать родителя на деструктивные эмоции и действия.
Хочу обратить ваше внимание, что дети не будут устраивать истерику перед холодильником, так как данный объект не восприимчив к истерике.
С таким ребенком можно и нужно учиться договариваться. Обратите внимание, что, когда человек находится под состоянием сильного эмоционального возбуждения, любой человек не в состоянии воспринимать информацию. В такие моменты родители не будут услышаны. Нужно дать себе успокоиться и успокоить ребёнка, дав ему возможность перед этим чувствовать то, что он чувствует. А потом уже спустя время о чём-то договариваться.
Договаривать эффективно только из позиции «я — в порядке, ты — порядке», то есть, когда родитель чувствует себя спокойно, с малышом то же самое. Обычно родители, даже договариваясь, выступают из позиции «я — в порядке, ты — не в порядке», при этом активно навязывают своё мнение. Так договориться трудно, и ребёнок учится договариваться, не уважая и обесценивая чужое мнение.
Если общение идет из позиции «я — порядке, ты — в порядке», то все члены семьи получают любовь и забота, а не контроль и гиперопека. Маленькие дети могут протестовать из-за того, что чувствует усталость, голод и сонливость, дети постарше могут бунтовать, ощущающие неудовлетворенную потребность в безопасности и любви. Поэтому ребенку нужно давать то, чего он, по его мнению, лишён.
Часто родители трудных детей жалуются на низкую учебную мотивация. Есть некоторые рекомендации, которые помогут всей семье замотивировать ребенка учиться:
• Не оценки главное, а его отношение к школе. Важно говорить о нём самом — его чувствах, переживании того или иного события.
• Важно не давать оценку действиям — стоит обсуждать их, а не осуждать.
• Обсудить интересы ребенка, поинтересоваться чему бы он хотел научиться, или он хочет попробовать что-то новое.
• Бывает, что ребенку трудно выстроить учебный процесс, тогда есть смысл вместе организовать с ним чёткий режим. Бывает и так, что отношения между ребенком и бабушками не складываются, не стоит таскать его к ней каждые выходные.
• В каких то ситуациях критика необходимо, то тогда без крика и угроз. Например, без прогнозирования безрадостного будущего дворника.
• Не сравнивать ребёнка с другими. Неизвестно, как на самом деле добиваются успеха чужие дети. Такое сравнение, как правило, приводит к тому, что ребёнок начинает жить чужой жизнью, не зная, чего он хочет и может сам.
• Отдать ребенку под контроль те сферы, с которыми он может справляться самостоятельно. Например, уборка, домашние задания, прогулки с собакой.

Не могу не обратить внимание, что родители с данным запросом приходят эмоционально и физически измотанными. Они тоже очень нуждаются в поддержке, когда не могут найти подход к ребёнку.
Предлагаем несколько способов решения проблемы:
• обратиться к психологу или психотерапевту, работающим с детско-родительскими отношениями;
• возможно, прийти на приём к неврологу или психиатру за медикаментозной помощью;
• устраивать себе отдых, оставляя ребёнка у бабушек и дедушек, меняясь с супругом и уходя из дома попеременно на день, занимаясь своими делами;
• найти группы единомышленников, с которыми можно поделиться своими переживаниями;
• не концентрироваться на чувстве вины;
• развивать эмоциональный интеллект. Распознавать эмоции и искренне сочувствовать, понимать, почему ребёнок так ведёт себя, что за этим кроется, суметь разговорить или повести себя экологично в той или иной ситуации. Для этого необходимо анализировать ситуации: что произошло, в чём причина, кто герои истории, какая у вас реакция, почему вы так реагируете.

Родителю важно думать не только о чувствах ребёнка, но и о собственных переживаниях, то есть заботиться о себе самом.

Психолог ОСПСиД
ГАУСО «КЦСОН «Радость»
МТЗ и СЗ РТ в Заинском муниципальном районе»
Бычкова А. А

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://ped-online.ru/doc/65d32b19570d5-Мой ребенок трудный.docx

 

Поиск