Опубликованные материалы

«Эффективное взаимодействие педагога с родителями учащихся- залог успешности в достижении воспитательных результатов при изучении предметных областей ОРКСЭ»

14-01-2024

Ирина Валентиновна Мухина

учитель начальных классов МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 СТ. ГЕОРГИЕВСКОЙ»

«Эффективное взаимодействие педагога с родителями учащихся- залог успешности в достижении воспитательных результатов при изучении предметных областей ОРКСЭ»

Мухина Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской



2020- 2021 учебный год

Слайд 2.

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог и люди».
Святой Иоанн Златоуст



Слайд 3,4,5,6,7,8.
Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека. Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
Главный институт воспитания - это семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных.
Слайд 9-14
Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Я убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Наша школа успешно реализует один из шести модулей курса – «Основы православной культуры», который был единогласно выбран родителями учащихся. Каким же образом я стараюсь привлекать родителей?
Слайд 15
Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:
• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;
• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
• углубление и расширение личностно ориентированного компонента образования за счет использования в процессе обучения по данному курсу методов семейного воспитания, потенциала семейного духовного и житейского опыта.
Слайд 16
Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями в 3 классе. Проведение родительского собрания «Что изучает курс ОРКСЭ?». Главная задача этого этапа –это не только выбор модуля, но, и создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
В 3 классе, на родительском собрании я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы православной культуры»?
Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроке.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Слайд 18-22
К подготовке домашнего задания, привлекаются родители.
Задания бывают различного характера.
1. Игра «Репортёр». Детям предлагается выступить в роли репортёра. Можно задавать вопросы по изученной теме. А можно дать один вопрос для всего класса, который они должны задать членам соей семьи. На следующем уроке идет работа по обмену собранному материалу.
2. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии. Так на уроке « Храм», ученики приносили фотографии различных храмов, которые посещали семьи.
3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
Слайд 23-25
4. Различные творческие задания иллюстрирование, аппликации, коллажи. Я предлагаю сделать совместно с членами семьи.
5. Сочинения, как письменного, так и устного характера.
6. Проектные работы.
7. Родители и члены семей учеников в этом году будут приглашены на итоговое мероприятие. Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
8. Родители знакомятся с интернет ресурсами по данному модулю.

Слайд 26-35
Традиции школы

В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями.

Учебный модуль «Основы православной культуры» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Слайд 36
Хочется закончить своё выступление словами Преподобного Серафима Саровского, который сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом».

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке:

 

Поиск