Опубликованные материалы

Авторская разработка программы по курсу "Заповедная Брянщина"

22-01-2024

Децик Олеся Валерьевна

учитель биологии, МБОУ ССОШ №1., Брянская облать, г.Стародуб

Авторская разработка программы по куру "Заповедная Брянщина " . 7 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая общеразвивающая программа разработана в рамках реализации образовательного модуля «Заповедная Брянщина», является авторской и отвечает требованиям пп. 6 п. 3 ст. 28, ст.34, пп. 3 п. 2-6 ст. 47, п. 15 ст. 60, п. 4 ст. 75 и другим нормам Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

 Программа «Заповедная Брянщина» ориентирована на более глубокое и подробное изучение заповедных и особо охраняемых природных территорий Брянщины. Она рассчитана на учащихся  7 классов. Содержание данной образовательной программы направлено прежде всего на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству, социального и профессионального самоопределения. Постепенно открывая для себя неведомые доселе страницы природы Брянской области, культивируя в себе интерес к природным достопримечательностям, развивая пытливость, любознательность и наблюдательность, юный гражданин, по авторской концепции, сформирует более целостное представление о взаимосвязи развития природы региона и современного общества.

Настоящая программа и одноименное учебное пособие «Заповедная Брянщина»*  достаточно органично вписывается в структуру учебно-методического комплекса «Экология» для 5-9 классов основной школы, разработанного в соответствии с образовательной моделью «Экология в системе культуры» (Самкова В.А., Шурхал Л.И., г. Москва), апробация которой второй год успешно осуществляется на территории области. Образовательные учреждения, которые вступили в эксперимент по апробации названного комплекта, получили региональное его наполнение в виде «Заповедной Брянщины», а те, кто ведет обучение по другим учебникам экологии (или те, у кого отдельного курса экологии в учебном плане вообще нет), смогут организовать работу по данному модулю и познакомить учащихся 7 классов с охраняемыми природными территориями и природой Брянской области, используя предлагаемые программу и  пособие.

В задачи курса входит достаточно основательное знакомство с различными категориями охраняемых природных территорий – заповедниками, заказниками, памятниками природы. Заповедное дело – специфическая область прикладной экологии, это, по существу, наука об экологизации природопользования, наука, у которой большое и поучительное прошлое и, несомненно, большое будущее. 

Осваивая данную программу, учащиеся не просто пополняют багаж экологических знаний, но формируют экологическое мировоззрение, экологический стиль мышления, экологический взгляд на природу и общество. Программа предлагает детям посмотреть на окружающий мир, на природу Брянщины, чтобы критически оценить, насколько существующая система охраняемых природных территорий соответствует современным экологическим требованиям. Основная задача модуля "Заповедная Брянщина" – научить юных жителей  воспринимать особо охраняемые природные территории как инструмент и эталон рационального природопользования.

Известно, что теория без практики мертва. В связи с этим, мы включили в программу достаточно обширный блок практико-ориентированных форм работы, в т.ч. по полевой экологии, формированию навыков оформления результатов исследовательских работ в области охраны биоразнообразия.

Назовем основные из них.  Ведение дневников наблюдений за природными явлениями, обучение навыкам ведения дневника. Обсуждение результатов фенологических  наблюдений.

Практическая работа: «Виды «краснокнижников» Брянской области, которые я знаю»: работа с Красными книгами области по наиболее известным или уязвимым видам организмов: иллюстрации, карта распространения, определение статуса и категории редкости, изучение кратких описаний, сведений о численности и необходимых мерах охраны.

Отработка навыков определения видовой принадлежности животных по их следам (Чьи это следы? Пение и гнезда птиц, в том числе «краснокнижных»).

Формирование у учащихся умений в области научных исследований.

Отработка навыка формулировки темы исследовательской и проектной работы (ИиПР), доказательности актуальности постановки ее цели, формулировки задач исследования в соответствии с выбранной темой, а также навыка подбора методики исследования в соответствии с его целью и задачами и планирование эксперимента в соответствии с выбранной методикой. Знакомство с методиками закладки полевого опыта. Выбор и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватных задачам исследования. Наблюдение за биологическими, экологическими и социальными явлениями. Отработка навыка работы с определителями, атласами – определителями, коллекциями и гербариями, дополнительной литературой, Красной книгой РФ и Брянской области, интернет – ресурсами. Работа с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотное их цитирование, оформление библиографических ссылок.

Практические работы: «Работа над введением научного исследования», «Работа над основной частью исследования», «Создание компьютерной презентации». Подготовка доклада по результатам исследования. Особенности публичной защиты проекта.

Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: https://ped-online.ru/doc/65aeb36302b21-Заповедная Брянщина 7 кл (2).docx

 

Поиск